Порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в органах внутренних дел

Закон - один для всех

Обращения, поданные в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 18  июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее Закон), подлежат обязательному приему и регистрации. Отказ в приеме обращений не допускается.

Обращения подаются заявителями в письменной или электронной форме, а также излагаются в устной форме в ходе личного приема.

Сроки рассмотрения обращений исчисляются со дня, следующего за днём их регистрации в тех органах внутренних дел, к компетенции которых относится решение, изложенных в обращениях вопросов. Сроки рассмотрения обращений регламентированы статьей 17 Закона. Так, письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. В случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявители в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днём поступления обращения, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках рассмотрения обращения по существу. В случае, когда обращение не может быть рассмотрено в сроки, установленные статьей 17 Закона, исполнитель не позднее, чем за день до его окончания, докладывает рапортом (докладной запиской) об этом должностному лицу, установившему контроль, и ходатайствует о продлении срока в пределах, установленных вышеуказанным Законом.

Если последний день срока рассмотрения обращений приходится на нерабочий день, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

— обращения не соответствуют требованиям, установленным Законом;

— обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;

— обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в том числе если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

— пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;

— заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;

— с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.

Письменные обращения, по которым принято решение об их направлении в ОВД по подчинённости или территориальности, другой государственный орган, иную организацию в соответствии с их компетенцией  направляются в течение пяти рабочих дней в этот орган в подлиннике с уведомлением об этом заявителей в тот же срок.

В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (в редакции Указа от 05.04.2012), обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в территориальном органе, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях.

В соответствии со статьей 16 Закона, заявитель имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи соответствующего письменного заявления. В случае отзыва заявителем своего обращения организация прекращает рассмотрение этого обращения по существу и возвращает заявителю оригиналы документов, приложенных к обращению.

При оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу, за исключением случая, когда с заявителем ранее была прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам, заявитель в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днём регистрации обращения, письменно уведомляется об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения. Оригиналы документов (при их наличии), приложенных к обращению возвращаются заявителю с сопроводительным письмом.

Письменные ответы (уведомления) на письменные обращения излагаются на языке обращения, должны быть обоснованными и мотивированными (при необходимости — со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей.

По просьбе заявителя ответ (уведомление) могут быть выданы ему на руки. Заявитель удостоверяет факт получения ответа (уведомления) распиской на копии, остающейся в делопроизводстве ОВД, с проставлением даты и личной подписи.

В последнее время значительно увеличилось количество направленных гражданами электронных обращений. Электронное обращение — обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет.

Электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений. Они должны соответствовать требованиям, установленным для направления письменных обращений за исключением личной подписи гражданина либо руководителя организации. Ответы на электронные обращения, а также уведомления заявителей об оставлении их электронных обращений без рассмотрения по существу, о направлении электронных обращений для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией, прекращении переписки, продлении срока рассмотрения обращений направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях.

В электронном ответе должна содержаться информация о регистрационном номере и дате ответа, должности руководителя ОВД, его заместителя или уполномоченного должностного лица с указанием фамилии и инициалов, подписавшего ответ заявителю, а также фамилия исполнителя и его контактный телефон.

Ответы на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях.  На электронные обращения даются письменные ответы в случаях, если заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты, а так же если в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).

В случае, если поступающие в государственный орган, иную государственную организацию электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер, то есть поступление в государственный орган, иную государственную организацию более десяти обращений, ответы на такие обращения по решению его руководителя либо лица, уполномоченного им в установленном порядке подписывать ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте государственного органа, иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов  заявителям.

Одним из прав граждан, закрепленных статьей 7 Закона, является право обжалования в установленном порядке ответов на обращения и решения об оставлении обращений без рассмотрения по существу. Так, ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию. Ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу после обжалования в вышестоящую организацию могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством. Ответ на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу организации, не имеющей вышестоящей организации, а также индивидуального предпринимателя также могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.

Особое внимание уделяется повторным и коллективным обращениям.

Повторное обращение – письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций, либо замечание и (или) предложение, внесённые в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившее в течение трёх лет со дня поступления в организацию, к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление).

Если повторные обращения признаются необоснованными, то такие обращения рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 21 Закона, то есть оно может быть оставлено без рассмотрения по существу и заявителю письменно сообщается, что повторное обращение необоснованно и переписка с ним по этому вопросу прекращается. При поступлении повторного обращения от заявителя, переписка с которым прекращена, такое обращение оставляется без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя.

Коллективное обращение — обращение двух и более заявителей по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам). Коллективные обращения тридцати и более заявителей в организации по вопросам, входящим в их компетенцию, подлежат рассмотрению с выездом на место, если иное не вытекает из этих обращений.

Одной из форм подачи заявителями письменных обращений является внесение замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений, которая ведется в каждом органе внутренних дел, его обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения ОВД. Организация, индивидуальный предприниматель обязаны предъявлять книгу замечаний и предложений по первому требованию заявителя. Порядок рассмотрения и сроки разрешения замечаний и (или) предложений, внесенных в книгу замечаний и предложений, такие же, как и для письменных обращений.

В органах внутренних дел проводятся «прямые телефонные линии» по актуальным для граждан и юридических лиц вопросам. Порядок их проведение, а также порядок рассмотрения обращений, поступивших в ходе проведения указанного мероприятия, регламентируется  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от                           23 июля 2012 г. № 667 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц» (далее Постановление). Дата, время и продолжительность проведения «прямой телефонной линии» (не менее двух часов) устанавливаются руководителем ОВД в каждом конкретном случае либо путем составления планов (графиков). При проведении «прямой телефонной линии» по решению руководителя ОВД может осуществляться аудиозапись телефонных разговоров после уведомления об этом граждан и юридических лиц. При обращении на «прямую телефонную линию» гражданин должен сообщить свою фамилию, собственное имя, отчество (при его наличии), данные о месте жительства и (или) работы (учебы), а представитель юридического лица — фамилию, собственное имя, отчество (при его наличии), наименование представляемого им юридического лица и его юридический адрес, изложить суть обращения.

В ходе «прямой телефонной линии» гражданам и юридическим лицам даются полные и исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы в пределах компетенции организации.

В случае если обращение либо отдельные поставленные в нем вопросы, поступившие в ходе «прямой телефонной линии», не относятся к компетенции организации, гражданину и юридическому лицу разъясняется, в какую организацию им необходимо обратиться. Такие обращения не подлежат регистрации.

О результатах рассмотрения обращений, не разрешенных в ходе «прямой телефонной линии», граждане и юридические лица уведомляются в пятнадцатидневный срок со дня регистрации обращений в организации.

При необходимости дополнительного изучения вопроса, проведения специальной проверки или запроса соответствующей информации срок рассмотрения таких обращений может быть продлен до одного месяца с уведомлением об этом заявителя.

В.ШАХОВ, начальник Ушачского РОВД.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *