О социальной и трудовой адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы

Закон - один для всех Профилактика и безопасность

Социальный вред рецидивной преступности проявляется в том, что преступники-рецидивисты своим примером оказывают вредное влияние на неустойчивых людей, особенно из числа молодежи, вовлекая их в преступную деятельность. Рецидивная преступность является одним из наиболее опасных видов преступности. Ее повышенная опасность обусловлена тем, что повторное совершение преступления свидетельствует об упорном стремлении лица продолжать преступную деятельность, несмотря на принятые в отношении его уголовно-правовые меры.

Основное направление профилактики рецидивной преступности заключается в создании условий, облегчающих после отбытия наказания процесс адаптации к условиям свободной жизни, нейтрализации негативных последствий лишения свободы. В этой связи государственные органы и общественные организации должны оказывать помощь в трудовом и бытовом устройстве лиц, отбывших наказание, так как это способствует более быстрой и качественно социальной адаптации этих лиц, что, в свою очередь, приводит к снижению вероятности рецидива.

Рецидивная преступность является основным мерилом итоговой оценки результативности наказания. Как правило, она обусловлена наличием особых социальных факторов:

— встреча с непрогнозируемыми трудностями при устройстве на работу;

— необеспеченность жилищно-бытовыми условиями;

— разрушение за время лишения свободы социально полезных связей с родственниками.

         Наблюдательная комиссия.

Указом Президента Республики Беларусь от 28 августа 2001 г. № 460 утверждено Положение «О наблюдательных комиссиях при областных, городских, районных исполнительных комитетах и администрациях». Одной из главных задач наблюдательной комиссии является оказание помощи органам, исполняющим наказание, в организации исправительного процесса в отношении осужденных и их реадаптации, а местным исполнительным и распорядительным органам – в обеспечении ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Основными задачами наблюдательных комиссий являются:

  1. Наблюдение за деятельностью органов, исполняющих наказание, лечебно-трудовых профилакториев, порядком и условиями отбывания осужденными наказания, применением к ним средств профилактического воздействия, выявление нарушений и содействие в их устранении.
  2. Оказание помощи органам, исполняющим наказание, в организации исправительного процесса в отношении осужденных и их реадаптации, а местным исполнительным и распорядительным органам в обеспечении ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы или возвратившихся из лечебно-трудовых профилакториев.

Для выполнения возложенных задач наблюдательные комиссии имеют право:

  1. Посещать в порядке, установленном законодательством, органы, исполняющие наказание, и организации, в которых работают лица, осужденные к наказанию в виде общественных работ, исправительных работ, ограничения свободы, в целях наблюдения за проведением исправительного процесса в отношении этих лиц.
  2. Запрашивать и получать от администрации органа, исполняющего наказание, документы и справки, необходимые для работы наблюдательной комиссии.
  3. Проводить по согласованию с администрацией органа, исполняющего наказание, прием осужденных по вопросам, касающимся отбывания ими наказания, принимать от них и рассматривать предложения, заявления и жалобы.
  4. Ходатайствовать совместно с администрацией органа, исполняющего наказание, о помиловании осужденных.
  5. Рассматривать на своих заседаниях информацию администрации органа, исполняющего наказание, и руководителей организаций, в которых работают лица, осужденные к наказанию в виде общественных работ, исправительных работ, ограничения свободы, о работе по исправлению осужденных и вносить предложения об устранении недостатков в работе.
  6. Вносить на рассмотрение соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов предложения о совершенствовании исправительного процесса в органах, исполняющих наказание.
  7. Изучать возможность трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, отбывших наказание в виде ограничения свободы, возвратившихся из лечебно-трудовых профилакториев.
  8. Вносить в местные исполнительные и распорядительные органы предложения о формировании лимита рабочих мест для трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, отбывших наказание в виде ограничения свободы, возвратившихся из лечебно-трудовых профилакториев.
  9. Обращаться по своей инициативе с представлением в суд об освобождении от наказания, смягчении наказания либо ином улучшении положения осужденного ввиду вступления в силу уголовного закона, имеющего обратную силу.
  10. Согласовывать представление администрации исправительного учреждения в суд об изменении осужденному к лишению свободы вида исправительного учреждения.
  11. Давать согласие администрации исправительного учреждения на перевод осужденного, отбывающего наказание в тюрьме, с общего режима на строгий, а равно со строгого на общий.

Наблюдательные комиссии действуют на общественных началах. Члены наблюдательной комиссии выполняют свои обязанности, как правило, в свободное от основной работы время. Во время исполнения поручений, связанных с отвлечением от своей основной деятельности, за членами комиссии сохраняется среднемесячная заработная плата по месту их работы, и они имеют право на возмещение понесенных расходов в порядке, установленном законодательством.

Расходы по организации деятельности наблюдательных комиссий производятся за счет средств соответствующих местных бюджетов. Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют техническое обеспечение наблюдательных комиссий, предоставляя при необходимости служебные помещения, мебель и оборудование для работы комиссии.

Контроль за деятельностью наблюдательных комиссий осуществляется руководителями соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов, которые не реже одного раза в полгода заслушивают отчеты о работе вышеназванных комиссий.

Для надлежащего планирования и осуществления своей деятельности наблюдательные комиссии должны располагать информацией:

  1. О состоянии законности и правопорядка на подведомственной территории (о количестве органов и учреждений, исполняющих наказание, о лицах, освободившихся из исправительных учреждений, возвратившихся из лечебно-трудовых профилакториев, имеющихся вакансиях рабочих мест на предприятиях (организациях) города (района).
  2. О состоянии исполнения законодательства в органах и учреждениях, исполняющих наказание (путем посещения этих учреждений и получения от них необходимых документов), в организациях, в которых работают лица, осужденные к наказанию, не связанному с изоляцией от общества.
  3. О состоянии работы и взаимодействии правоохранительных органов, советов профилактики, общественности по предупреждению преступности и правонарушений (при рассмотрении этих вопросов на заседаниях исполкомов, в повседневной деятельности).

Виталий Каренский, начальник Ушачского РОВД.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *