Второе рождение Михаила Кляшторного

Калейдоскоп Общество

 Жизнь настолько непредсказуема, что иной раз не перестаёшь удивляться, когда, вроде бы из ниоткуда, к тебе приходит безумная радость от счастливо сложившихся обстоятельств. А бывает, когда, словно гром средь ясного неба, на тебя обрушивается беда. Действительно, жизнь – это пешеходная «зебра» – полоса белая, полоса чёрная. И невозможно предугадать, долго ли ты задержишься на этой чёрной полосе, чтобы за ней вступить на белую.
Не стала исключением из правил и жизнь нашего известного в районе художника, резчика по дереву, да и в целом – человека с золотыми руками – Михаила Егоровича Кляшторного. О нём и будет мой рассказ. Кляшторный 034
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Год 2002 был особенно ярким в судьбе художника Кляшторного. Наконец в музее народной славы состоялась персональная выставка его картин, где были представлены неповторимые пейзажи ушачских местечек, уникальные графические работы. Ранее М.Е.Кляшторный участвовал лишь в совместных выставках, где, признаться, его высокое художественное «я» было не так ярко выражено. А тут он поистине был раскрыт как творец прекрасного, как искусный мастер кисти.

Я сама присутствовала на открытии персональной выставки Кляшторного и хорошо помню, как вместе с многочисленными её зрителями не переставала удивляться мастерству художника, его умению тончайшими деталями передать красоту ушачского края, уловить настроение природы и донести его до зрителя. Хорошо запомнилось, как выстроилась очередь к «книге отзывов», чтобы излить на бумагу весь поток чувств и впечатлений от выставки. Это, безусловно, был триумф Михаила Егоровича, и каждый не жалел добрых слов в его адрес. А через год случилась беда…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о прямо на рабочем месте, мужчину в коме доставили в больницу. Долгие, как годы, два месяца в реанимации. За жизнь человека отважно боролись все: и медсёстры, и врачи во главе с К.Н.Тимофеевым.

Его жена, Тереза Петровна, буквально поселилась в больнице и, как сегодня признаётся, успела породниться со всем медперсоналом, кто в те трудные и решающие дни разделил её боль и беду. Особенное участие в судьбе этого человека принял врач Георгий Литвинов, которому и сегодня бесконечно благодарны жена и родные Михаила Егоровича. Ещё никогда в жизни дни не казались им такими долгими и бесконечными, но нельзя было давать волю эмоциям.

Операция… Чуть заметная положительная динамика… Тереза Петровна цеплялась за каждое обнадёживающее слово врачей и настойчиво верила, что он, её Михаил, будет жить. Человек, которого так любят, не может умереть. И, держа его за руку, такими светлыми и оптимистичными мыслями она помогала врачам вырвать свою половинку из рук смерти.

Всё получилось. Через два месяца, почти безнадёжного, но живого человека-растение выписывают и на носилках доставляют домой. Комментарий врачей был сдержанный: парализована правая сторона, ходить не будет, ещё какое-то время протянет… А для Терезы Петровны и этого было достаточно. Она знала, что теперь любимый человек только в её руках, и она сделает всё возможное и даже невозможное.

  Спустя год едва заметное улучшение дало основание этой мужественной женщине с двойным усердием продолжать борьбу. Рядом были дочери, которые во всём подменяли руки матери. 

На третий год, вопреки прогнозам врачей, Михаил Егорович встал. Жизнь словно началась заново с приобретением навыков ходьбы.

– Сначала мы с детьми были опорой ему с двух сторон, – рассказывает Тереза Петровна, – когда в ногах немножко появилась сила, он начал передвигаться «по стенке». Через какое-то время и вовсе пошел сам. Это была победа! Победа тех, кто был рядом, и самого мужчины, который старался изо всех сил, превозмогая боль и минутную слабость.

С этого времени он освободил руки Терезы Петровны и сам стал давать себе нагрузки в разумных пределах. Ежедневная зарядка начиналась с нескольких минут, а сегодня дошла до 40-50. Прогулки по свежему воздуху. Речь, правда, восстановить не удалось. Но в общении с домочадцами Михаил Егорович уже выработал определённую систему знаков, посредством которых они прекрасно понимают друг друга.

 

 

 

 

 

 Правая рука так и осталась недвижимой, зато левая работает за две. На четвёртом году реабилитации Тереза Петровна с присущей ей природной дипломатичностью, как то раз осторожно предложила ему бумагу и карандаш в левую руку… От сознания того, что некогда прекрасно владеющий этим «орудием», художник, от собственного бессилия в данный момент, швырнул карандаш куда подальше. Было больно всем, но мудрая женщина настойчиво и осторожно всё чаще стала обращаться к этой теме, хоть, зная характер мужа, понимала: в этом убеждать бесполезно, если сам не захочет.

Однажды, придя с работы домой, она застала его за работой. Он, как первоклассник, неумело стучал ручкой по бумаге и сам удивлённо улыбался. «Получилось!» – едва не воскликнув от удивления, констатировала про себя Тереза Петровна, и подойдя поближе, увидела неплохую для первого раза графическую работу мужа. Видно было, как не слушается рука, какие отрывистые и неровные получаются линии. Но в целом – графическая работа получилась замечательной. С этого момента у Михаила Егоровича началась новая жизнь, когда свои художественные способности он стал ежедневно проявлять на бумаге и получать от этого особенное наслаждение. Левая рука «проснулась» и взяла не только ручку и карандаш, но и кисть. Прекрасные акварельные работы созданы за эти годы. И их достаточно много. Михаил Егорович с большим удовольствием показывал их все и что-то по-своему восторженно комментировал, указывая на некоторых из них несовершенные места и восхищаясь отдельными. Но, глядя на картины, можно было и не слушать художника: в каждой— его душа, мысли, новое мировоззрение.Отдельно хотелось бы рассказать об очень символическом моменте в его жизни. Михаил Егорович всю жизнь был человеком неверующим, а посему религиозных мотивов в его работах никогда не просматривалось. Но за несколько дней до инсульта из-под его кисти выходит очень странная картина: наклонённый крест среди поля, на заднем плане озеро или речка (на снимке). Вокруг креста нимб. Картину он так и не успел завершить из-за неожиданной болезни. Но вот что удивительно: убеждённый атеист с первых шагов новой жизни вдруг стал человеком глубоко верующим. Он по нескольку раз в день коленопреклоняется перед иконой и по-своему шепчет молитву. А в его работах стала всё более настойчивой религиозная тематика, выраженная в художественно- философском контексте. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

то лето было для Михаила Егоровича особенно активным. Он, в прошлом безупречный хозяин, перебрал одной рукой во дворе каждую дощечку, которая за столько лет уже и лежала не по его. Навёл идеальный порядок во всех сараях и паветках. С сохранившейся исключительной памятью, пересмотрел и нашёл своё место всему, что не видело его хозяйских рук долгие шесть лет. 

 

 

 

 Его внуки 17-летний Егор и 14-летний Лёша во всём ему помогали, так как мальчики выросли очень трудолюбивыми и всему в детстве учились у дедушки.

Надо добавить, что добрые люди не оставили в беде эту замечательную семью. Кроме медиков, которые и после выписки продолжали звонить Терезе Петровне и беспокоиться о самочувствии Михаила Егоровича, приходили в этот гостеприимный дом друзья, знакомые, родственники. Не забывали и коллеги по работе. Начальник областного узла радиовещания и телевидения Ф.Ф.Куликов, начальник Ушачского цеха ультрокоротковолновых радиостанций В.В.Губанков и члены коллектива, где Михаил Егорович добросовестно отработал на протяжении девяти лет, время от времени наведывались к нему, поддерживали морально, помогали материально.

Случилось чудо, скажут врачи. И это так. Почти безнадёжный человек вернулся к нормальной и полноценной жизни. Какой ценой? Конечно, медики сделали основное – вернули его к жизни. Но всё же главным его доктором была и остаётся его умная, терпеливая и мужественная жена. Много раз и у неё опускались руки, но сила духа поднимала её над временными неудачами и вдохновляла на дальнейшую борьбу. Любовь, конечно же, двигала ими обоими. Это великое чувство, как показала жизнь, способно на многое, даже на невозможное.Е.ПАШКОВИЧ.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На снимке: М.Е.Кляшторный со своей любимой картиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



3 комментария по теме “Второе рождение Михаила Кляшторного

  1. У Михаила Егоровича есть очень много картин, которые он писал только шариковыми ручками. Совершенно новый метод написания картин, я бы даже сказала — уникальный.
    Конечно, неплохо было бы организовать выставку его работ в Ушачском музее.

  2. У нас много ушачан живут в Москве, но объединяет их всех именно Ушаччина

  3. Помню в детстве частенько у дядь Миши на работе засиживался, учился всяким тонкостям, хороший он мужик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *