Это священная гора Китая-Тайшань. Ранним утром 23 или 22 столетия до новой эры император Шунь-один из легендарных создателей древнейшей китайской цивилизации-взобрался на гору и с помощью факела зажег на ее вершине костер. Густой дым поднимался в заоблачные дали и по мере того как всходило солнце, огонь разгорался все ярче. Это свидетельствовало об окончательном установлении в Китае ритуальной системы по поклонению Небу на протяжении тысячелетий. Этот священный огонь горел и никогда не угас в сердцах китайцев. Этой великой горой была гора Тайшань. Данный исторический эпизод подробно описан в древнейшем китайском историческом источнике《Шан шу》.
Гора Тайшань занимает высочайшее по значимости место в сердцах китайцев. Она символизирует дух китайского народа, является символом китайских ритуалов и величия, олицетворяет стремление народа к миру и гармонии, надежду на процветание страны и благополучие народа. В Китае по пословице《Если гора Тайшань пребывает в спокойствии, то все в пределах четырех морей наслаждаются миром》-именно поэтому получил свое имя город Тайань, в окрестностях которого расположена гора Тайшань.
Тайшань называется также Великой горой, 《Великая гора》,《Величайшая гора》-все это имена Тайшань. Кроме того, Тайшань именуется 《Величественным предком》 и 《Величественным пиком》-все эти названия указывают на ее грандиозность и величественность. Расположенная в ценре провинции Шаньдун, гора Тайшань обладает статусом всемирного культурного и природного наследия, всемирного геопарка и важнейшего историко-культурного объекта Китая, охраняемого на национальном уровне, а также статусом туристической достопримечательности наивысшей привлекательности категории 5А. Она по праву пользуется репутацией《венцом из пяти священных гор》, 《Самым почитаемым из пяти замечательных пиков》 и 《Первой горы Поднебесной》.
Великолепная культурная гора
Геологически Тайшань-это горный массив, состоящий из крутых скалистых окружающих центральную гору и устремленных в небо. Главный пик Тайшань-пик нефритового императора, возвышается на 1545 метров над уровнем моря и превосходит окружающие его возвышенности более чем на 1300 метров. Это единственный горный пик на сотни километров кругом и от этого создается впечатление, что он устремляется вершиной в небо. Прекрасный пейзаж Тайшань сочетает в себе величие и яркость, и его торжественность сродни чуду. Под сенью вечнозеленых сосен и громадных утесов《величия горы Тайшань》 в бесконечной игре облаков и туманов гора Тайшань предстает в абсолютно обворожительном образе. Тайшань расположен на обширном пространтве, окаймленном грядами гор, волнами набегающими друг на друга, что производит незабываемое визуальное впечатление и вызывает психологически острое переживание грандиозности《величия горы Тайшань》и её 《непоколебимости》.
Гора Тайшань высока и причудлива, пейзажи их великолепны. Гора делится на пять живописных мест. Центральная дорога ведет в 《укромный район》.От красных ворот до ворот Наньтяньмэнь лежит 6666 каменных ступеней, по которым поднимались древние императоры разных династий. Дорога проходит мимо известных архитернурных ансамблей: дворец Хунмэньгун, Терема тысячи небожителей, дворец Доумугун, каменной долины канонов, ворот Чжунтяньмэнь и др. Поднявшись к воротам Наньтяньмэнь, действительно ощущаешь себя на седьмом небе. Широко известны ее десять изумительных пейзажей, такие как 《Заря на востоке》《Луна в море облаков》《Лестница к небесным воротам》. Тайшань украшает 11 пиков, из которых каждому с древних времен было присвоено свое имя. Кроме главных пиков имеется 98 отвесных скал, 18 пещер, 58 причудливых камней, 102 горных ручья, 56 водоемов и водопадов, 64 горных родника и др.
Как святыня, наполненная насыщенной культурной значимостью, гора Тайшань веками воспринимается как символ процветания страны и благоденствия народа. Все без исключения китайские императоры и правители проявляли особое почтение к горе Тайшань, и совершить жертвоприношение на её вершине всегда было заветной мечтой для многих из них. Ученые мужи и известные личности также считали свои долгом совершить восхождение на гору — от них нам досталось множество прекрасных произведений, воспевающих её. Конфуцианство, буддизм, даосизм -у каждого из трех учений было свое особое отношение к горе Тайшань, и каждое из них по—особому одухотворяло гору, никогда《не пренебрегающую даже самой малостью》. В то же время, когда гора Тайшань обогащала духовный мир китайского народа, росло и её собственное культурное значение. От подножия до вершины все склоны горы буквально усыпаны архитектурными ансамблями зодчества и каменными стелами-материальными воплощениями истории и культуры. Именно история придала горе совершенно уникальное культурное значение, сделав её символом национальной идентичности сплоченности, солидарности и гордости.
Стелу 《Ши Ганьдан на горе Тайшань》 часто можно увидеть у домах, на улицах, на перекрестах и на воротах у подножия горы Тайшань. Люди использует его в качестве оберега для защиты жилищ от воздействия злых духов. Почитание камней-это продолжение традиции почитания гор. Как горный пик, охраняющий всю страну, гора Тайшань обладает великой силой 《совместно с Небом охранять страну》. Таким образом, 《Ши Ганьдан на горе тайшань》-Это лучший выбор для изгнания зла и защиты мира и спокойствия. Будучи посланцем мира, с горы Тайшань Ши Ганьдан оставил отпечатки своих ног повсюду-и в Китае, и за его рубежом. В пекинском парке Храм Неба в юго-восточном зале Циняньдянь находится 《Цисинши》(《Камень семи звезд》) . Он является Ши Ганьдан столицы Китая. В 2006 году традиция верований в Ши Ганьдан была внесена в список нематериального культурного наследия государственного значения постановлением Госсовета КНР.
Жертвоприношения Небу и Земле императорами
В истории Китая церемонии жертвоприношения Небу и Земле на горе Тайшань всегда прославили самыми священными и торжественными ритуалами. Их главное отличие от церемоний жертвоприношений Небу и Земле, проводимых в других местах, состояло в том, что они воспринимались еще и как символ единства страны и мира во всей Поднебесной. В истории Китая лишь 6 императоров проводимых церемонии жертвоприношения Небу и Земле на горе Тайшань, первый из которых является Цинь Шихуан(первый император династии Цинь 259 - 210 гг.до н.э.). Жертвоприношения Небу и Земле - это отражение политических чаяний конца периода Сражающихся Царств-периода, когда народ надеялся на приход монарха, способного объединить всех под своей эгидой в едином государстве и положить предел бесконечному хаосу и безвластью. Цинь Шихуан основал первое единое многонациональное и централизованное государство. Унификация китайской письменности, равно как и стандартизация мер и весов, длины осей колесниц и проч., положили начало становлению имперпторского Китая. В 219 г. до н. э. Цинь Шихуан совершил длительное путешествие из столицы города Сянъян (провинция Шэньси) на гору Тайшань. Следуя древним нормам на самой вершине горы, он совершил торжественное жертвоприношения Небу, а у подножия горы на холме Лянфу-жертвоприношения Земле. Так в истории Китая была совершена первая церемония императорского жертвоприношения Небу и Земле. Когда однажды Цинь Шихуан спускался с вершины горы после совершения церемонии жертвоприношения Небу и Земле, его внезапно настигла непогода и он укрылся под кроной сосны. За помощь императору эта сосна была удостоена титула 《сановника пятого ранга》 И до сих пор она укрывает своей тенью поднимающихся и спускающихся с горы паломников.《Двое совершенномудрых》-это общий титул для танского императора Гао-Цзуна и императрицы У Цзэтянь. Император Гао-Цзун (628-683 г.г.) унаследовал трон в 649 году, а У Цзэтянь (624 -705 г.г.)-единственная императрица в китайсой истории -взошла на трон в 690 году. В декабре 665 года кортеж танского императора Гао-цзуна прибыл на гору Тайшань, чтобы совершить торжественное жертвоприношение Небу и Земле. Церемония прошла в согласии с установленным порядком, но все же существенно отличалась от церемоний, проводимых Цинь Шихуаном, западноханьским императором У-ди и восточноханьским императором Гуанъу-ди. Основное отличие состояло в том, что на церемонии присутствовала У Цзэтянь. Это был единственный случай в истории Китая, когда в торжественном жертвоприношении Небу и Земле принимала участие женщина. Спор относительно правомочности участия У Цзэтянь в жертвоприношении Небу и Земле вынудил будущего императора Сюань-цзуна династии Тан предпринять жесткие меры, чтобы 《подавить мятеж и восстановить порядок》в империи. В 725 году император Сюань-цзун《получает мандат на возрождение династии》 и в ознаменование этого сам совершает жертвоприношение Небу и Земле на горе Тайшань.
Великий правитель восточного пика-это Божество горы Тайшань, и это дух самой жизни. Жизненные удачи и неудачи касаются не только отдельных людей, но могут затронуть жизнь целой страны. Почитание жизни и ее продление из поколения в поколение-это настоящий символ веры горы Тайшань. Духу горы Тайшань многими императорами были дарованы почетные титулы. Так, в эпоху Тан он получил титул 《Царь небесного равенства 》, в эпоху Сун-《Царь и гуманный совершенномудрый небесного равенства》. На фреске в храме Даймяо можно воочию лицезреть изящество этого《совершенномудрого правителя》. На горе жила и импераипмца бессмерных обитателей -изначальная правительница лазурного неба. Это даосское имя женского божества горы Тайшань. В народе ее также называют 《матушка горы Тайшань》 , 《Бабушка горы Тайшань》 , 《Старушка-мать горы Тайшань》. Расцвет почитания изначальной правительницы лазурного неба начался с простого народа и дошел до императорского двора, а потом наоборот-вернулся из императорского двора к простому народу и был связан со стремлением к чадородию.
Гора Тайшань хранит многотысячелетнее культурно-историческое наследие Китая. Тайшань-одна из колыбелей древней культуры в бассейне реки Хуанхэ. Пять тысяч лет назад гора стала матерью замечательной культуры Давэнькоу поэтому гора влечет к себе многих туристов не только природными достопримечательностями, но и богатыми культурными памятниками. С 1987 года каждый сентябрь проводится международный Тайшаньский фестиваль. К нему приурочены не только спортивные соревнования, но и культурная программа, а также различные выставки , в том числе и внешнеторговые. Древняя гора Тайшань новым обликом встречает дрезей со всех сторон , так как она является известной священной горой м эстетической , научной и культурно-исторической ценностью.
(Текст: Жэнь Цзяньбо)