Потребителю на заметку

Закон - один для всех Калейдоскоп

Все мы – потребители, поэтому заинтересованы в том, чтобы товары и услуги были качественными. В большинстве случаев так оно и есть. Однако иногда случается, что у покупателей возникают определенные претензии. О том, что должен помнить каждый, отправляясь за покупками, наш разговор со старшим оперуполномоченным группы по борьбе с экономичными преступлениями Ушачского РОВД Д.В.ЖАВРОНКОМ.

– Дмитрий Викторович, напомните, пожалуйста, какие права есть у потребителей?

– Каждый потребитель вправе на осведомленность в области защиты прав потребителей, на информацию о товарах и производителях, на выбор товаров и услуг, на их надлежащее качество. А в случае покупки некачественной продукции – на компенсацию в полном объёме вреда, в том числе морального ущерба, и на государственную защиту своих прав.

– На что необходимо обращать особое внимание при покупке товара?

– Продавец обязан представить потребителю информацию о наименовании и принадлежности товара, цене, потребительских свойствах, условиях приобретения, гарантийных обязанностях, способах и правилах использования, хранении и его безопасной утилизации. На пищевых товарах, лекарствах, средствах косметики и другой продукции, потребительские свойства которой могут ухудшаться с течением времени, должны быть дата производства, срок годности или реализации. Все импортные товары должны сопровождаться аннотацией (инструкцией) на русской или белорусском языках.

– Если покупатель сомневается в цене товара, может ли он требовать от продавца предъявления соответствующих документов?

– Да, потребитель имеет право на проверку годности, комплектности, веса, меры и цены товаров. Продавец обязан представить необходимые контрольно-измерительные приборы, документы о цене товара, а также ознакомить с правильным и безопасным его использованием.

– Расскажите, пожалуйста, в каких случаях продавец должен давать покупателю чек?

– Безусловно, во всех случаях продажи товара. К тому же еще на товары  с установленным гарантийным сроком – надлежаще оформленный технический паспорт или другой документ. Имея их, потребитель может защитить свои права.

– Покупатель приобрел товар, принес его домой и выявил дефект. Каким образом он может защитить свои потребительские права?

– Если недостатки товара не были оговорены продавцом, потребитель вправе по своему выбору потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерного уменьшения его цены, безвозмездной ликвидации недостатков товара или покрытия расходов по их устранению. В случае выявления недостатков товара, которые нельзя ликвидировать, например, пищевых продуктов, товаров бытовой химии и других, потребитель вправе потребовать его замены на качественный или уменьшения цены. Потребитель может также вообще отказаться от покупки и потребовать свои деньги, вернув товар в магазин.

Требования в отношении недостатков товара предъявляются в течение гарантийного срока или срока годности товара.

– Какая ответственность предусмотрена за нарушение прав потребителя?

– Согласно статьям 12.16 «Обман потребителей» и 12.17 «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению» Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрены штрафы в размере до пятидесяти базовых величин. При осуществлении противоправных действий повторно или при отягчающих обстоятельствах предусмотрена уголовная ответственность с лишением свободы на срок до 3 лет.

Так что, уважаемые потребители, если нарушили ваши права, отстаивайте их. Закон на вашей стороне!

Подготовила Екатерина КОВАЛЕВСКАЯ.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *