На совещание к Президенту Александру Лукашенко пригласили руководителей Правительства и Парламента, Администрации Президента, Национального банка, ключевых министерств и ведомств, председателей облисполкомов. В повестке дня — прогноз работы экономики и проект республиканского бюджета на 2026 год.
Документы, от которых напрямую зависит уровень и качество жизни людей. Пока Глава государства далек от того, чтобы поставить Правительству отличную оценку. Да, есть заметные успехи в экономике, в денежно-кредитной политике, в социальной сфере. Однако ряд направлений проседает, и это пока не позволяет в полной мере достичь тех прогнозных параметров, которые были определены на текущий год. А поскольку нет никаких оснований рассчитывать, что следующий год будет легче с точки зрения международной обстановки и внешнеэкономической конъюнктуры, Президент справедливо требует от экономического и финансового блока более эффективной работы в условиях так называемой мобилизационной экономики
Прежде чем приступить к обсуждению прогнозных параметров на 2026 год, Президент вкратце остановился на предварительных итогах года текущего, который к тому же завершает реализацию шестой пятилетней программы:
— До конца года осталось буквально пару месяцев. И нужно приложить неимоверные усилия, чтобы доведенные параметры были выполнены. Пока картина неоднозначная. С одной стороны, есть очевидный результат: стабильно растут реальная зарплата, общие доходы населения. Дважды в этом году удалось поднять пенсии. У нас крепкая национальная валюта. Рекордно увеличиваются золотовалютные резервы. Уже даже либералы задают вопрос: надо ли нам это в таком объеме и почему мы при таком дефиците валюты замораживаем добровольно имеющиеся у нас резервы? С другой стороны, есть текущий спад в ряде традиционных отраслей. Три из пяти важнейших параметров прогноза на этот год не выполняются (пока). Валовой внутренний продукт увеличился меньше чем на два процента за 8 месяцев.
А теперь — предметнее по направлениям, где показатели пока отстают. Комментируя ситуацию в аграрном секторе, Глава государства констатировал, что, несмотря на сложные погодные условия, удалось убрать неплохой урожай. Однако по темпам роста в сельском хозяйстве не смогли приблизиться к уровню прошлого года (99 процентов). Хотя, заметил Президент, с большой долей уверенности можно говорить, что к концу года показатель вырастет и превысит 100 процентов, потому что сроки вегетации растений и, соответственно, уборочной кампании сдвинулись.
Еще одна отрасль, которая проседает, — промышленность (99,2 процента). Причем ухудшение динамики ее работы наблюдается начиная с первого квартала (в среднем ежемесячно на полпроцента).
Отдельные вопросы — относительно экспорта товаров. Александр Лукашенко обращает внимание на такую тенденцию:
— Темп продаж в последние месяцы застыл на уровне 97 — 98 процентов. То есть недополучено минимум 650 миллионов долларов. И теряем там, где, казалось бы, должны зарабатывать, — на наших флагманских товарах: тракторах, комбайнах, красках, шинах, сливочном масле. В результате произведенная продукция оседает на складах, уровень запасов пятый месяц не опускается ниже 80 процентов.
В отношении прогнозных показателей на 2026 год Президент ставит участникам совещания такую задачу:
— Нужен реалистичный, но напряженный сценарий. Подчеркиваю: реалистичный и напряженный. Кто‑то предложит 3 — 3,5 процента — пожалуйста. Где, за счет чего и как сам впряжется в повышение этой динамики. Если кто‑то ниже — пусть объяснит, как это будет воспринято нашим обществом и как будет жить Беларусь. А не просто встать и сказать: «Вот, сейчас мало планируем, надо больше». За счет чего?
Александр Лукашенко попросил, чтобы на совещании конкретно доложили, что было взято за основу роста экономики, который Правительство оценивает на уровне 102,8 процента.
Белорусский лидер обратил внимание на то, что российская экономика сжимается и вообще не учитывать эту ситуацию мы не можем, поскольку 67 процентов экспорта и 56 процентов импорта — это Россия. В связи с этим Президент ориентирует всех ответственных на детальную и продуманную работу, акцентируя, что по итогам года необходимо иметь возможность оценить ее результат, включая высших должностных лиц.
Еще один комплекс вопросов касается денежно‑кредитной политики. В марте этого года Президент назначил председателем правления Нацбанка Романа Головченко. И в четверг еще раз напомнил, что направил бывшего Премьер‑министра руководить банковской системой страны не для отдыха и не потому, что тот плохо работал на предыдущей должности, а потому, что Роман Головченко, как никто другой, понимает, что такое Национальный банк для экономики.
В связи с этим Александр Лукашенко поинтересовался, что нового руководство Нацбанка предлагает для поддержки экспортеров, какая стратегия управления золотовалютными резервами и на что используем дополнительные доходы:
— То, что валюты появляется больше, — хорошо. Но валюта должна работать. И надо иметь запас столько, сколько нам надо. Может быть, понемножечку и пускать в оборот эти деньги. По‑хозяйски надо действовать
Важнейший вопрос — контроль инфляции. Нацбанк совместно с Правительством закладывает в прогнозные документы уровень не выше семи процентов. Александр Лукашенко акцентирует:
— Напомню, людям нужна ценовая стабильность, а не стабильный рост цен! Нам не надо, как тут некоторые пишут, сдерживать рост цен, еще чего‑то. Нужно справедливое ценообразование, чтобы люди могли купить необходимое.
Еще один важный момент, на котором акцентирует внимание Александр Лукашенко, — увязка и сбалансированность экономических планов с бюджетными. Президент обращает внимание, что Минфином разработан пусть и не критичный, но дефицитный бюджет, в то время как нам предстоят серьезные выплаты по государственному долгу. Отсюда и логичные вопросы: есть ли источники покрытия этих выплат? Будут ли при этом полноценно и в срок выполнены все социальные обязательства?
Также в следующем году начинают работать новые государственные программы, обратил внимание Президент. Правительство уже сформировало их перечень, который рассмотрят отдельно. Белорусский лидер заметил:
— Большинство — социально‑экономической направленности и финансируются из бюджетов. Но что в основе программ? Как определялась потребность в ресурсах? Это должны быть реальные, применимые на практике планы под конкретный и эффективный результат!
Александр Лукашенко обращает особое внимание на необходимость расставлять приоритеты и рачительно использовать бюджетные средства:
Хватит уже этих дворцов и культурных объектов. Важнее, наверное, людям построить жилье. Не надо разбрасываться деньгами, которых у вас нет. Объективно надо ситуацию оценивать и прекратить строительство всяких музеев, домов отдыха и прочего. Эти надо задействовать.
По словам Главы государства, то же строительство современных комплексов в сельском хозяйстве для содержания крупного рогатого скота — более приоритетное направление.
Президент потребовал от аграриев вовремя убрать картофель, свеклу, кукурузу и перепахать поля под весенний сев. Но разговор шел не только о хлебе насущном. Александр Лукашенко прокомментировал жалобы на очереди на АЗС и поручил главе МВД навести железный порядок.
В частности, на 2026‑й Правительство закладывает рост ВВП на 2,8 процента, инфляцию — не выше 7 процентов. Ожидается, что белорусский экспорт увеличится на 3,7 процента, а реальные денежные доходы населения вырастут на 4,8 процента. Инвестиции в экономику, как ожидается, должны вырасти на 3,1 процента (основные направления — реализация инвестпроектов, создание и развитие инфраструктуры в регионах, строительство жилья и другие).
Подводя итоги совещания в пресс‑центре Дворца Независимости, Премьер‑министр Александр Турчин обратил внимание журналистов на то, что сегодня мы находимся в непростых внешних условиях (сказывается санкционное давление, ситуация на российском рынке, геополитическая обстановка в целом).