Досрочная пенсия: кто имеет право?

Официально

Профессиональное пенсионное страхование введено в Республике Беларусь с 1 января 2009 г. и заключается в уплате работодателями взносов на профессиональное пенсионное страхование за работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности; в формировании денежных средств за счет уплаченных взносов; в использовании этих средств для выплаты пенсий в связи с особыми условиями труда.

Рассмотрим особенности профессионального пенсионного страхования работников по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация).

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА

В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее — Закон о ППС) взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются работодателями из числа юридических лиц, их представительств и филиалов, выделенных на самостоятельный баланс, а также представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, предоставляющими работу в особых условиях труда по трудовым договорам. Категории работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, определены статьей 5 Закона о ППС.В соответствии с подпунктами 1.1, 1.2, 1.7 пункта 1 статьи 5 Закона о ППС профессиональному пенсионному страхованию подлежат в том числе работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными (вредными) и особо тяжелыми (тяжелыми) условиями труда, работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах.

Взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются работодателем за работников, занятых на рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест с особыми условиями труда организации для целей профессионального пенсионного страхования (далее — перечень организации для целей ППС). Форма перечня организации для целей ППС, указания по ее заполнению установлены постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2011 г. № 5. Данным постановлением также утверждена Инструкция по определению формата формы перечня рабочих мест с особыми условиями труда организации для целей профессионального пенсионного страхования. Рабочие места включаются работодателем в перечень организации для целей ППС на основании списков и перечней соответствующих производств, работ, профессий,

должностей и показателей, учреждений и организаций, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь, с учетом проведенной оценки условий труда на этих рабочих местах.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 6 Закона о ППС оценка условий труда на конкретных рабочих местах работников, занятых полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными (вредными) и особо тяжелыми (тяжелыми) условиями труда, работниц  nекстильного производства, занятых на станках и машинах, производится по результатам аттестации. Контроль за правильностью применения списков, перечня и качеством проведения аттестации в отношении работников, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7 пункта 1 статьи 5 Закона о ППС, осуществляют органы государственной экспертизы условий труда.v

Нанимателем в месячный срок после издания приказа об утверждении аттестации (внесении изменений и (или) дополнений в документы по результатам действующей аттестации) представляются в управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов по месту регистрации нанимателя документы по результатам аттестации в электронном виде, сформированные посредством автоматизированной информационной системы мониторинга условий труда на производстве (АИС «Мониторинг условий труда на производстве») (п. 15 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253). Решение о загрузке поступивших электронных документов в банк данных результатов аттестации принимается должностными лицами управлений (отделов) государственной экспертизы условий труда (подп. 1.4 п. 1 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 декабря 2016 г. № 73).Если электронные документы успешно загружены, то в данном случае рабочие места, по которым проводилась аттестация, подлежат включению в перечень организации для целей ППС и влекут обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию.

НА ЗАМЕТКУ РАБОТОДАТЕЛЮ!

При формировании электронных документов следует обратить внимание на правильное заполнение особых показателей (номер списка, раздела, пункта и подпункта; наименований производств, работ, вредных и опасных условий труда и др.); периода действия аттестации.

Если документы по результатам аттестации отклонены органами государственной экспертизы условий труда, либо не представлены в электронном виде посредством АИС «Мониторинг условий труда на производстве», особые условия труда работников на конкретных рабочих местах не могут рассматриваться как подтвержденные результатами аттестации. Следовательно, работники, занятые на этих рабочих местах, не могут пользоваться правом на профессиональное пенсионное страхование. При этом профессиональный стаж для назначения досрочной пенсии за работу в особых условиях труда не формируется.

ИСЧИСЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАЖА ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2019 г. № 346 внесены изменения в Положение о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1488.Изменения вступили в силу с 5 июня 2019 г. и направлены на установление фактической занятости на работах с особыми условиями труда работников, занятых полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными (вредными) и особо тяжелыми (тяжелыми) условиями труда, работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах. В частности, если по вине работодателя не была проведена аттестация, то периоды работы с 1 января 2009 г. включаются в профессиональный стаж с учетом подготовленного органами  государственной экспертизы условий труда с участием уполномоченного представителя профсоюза заключения. При этом необходимым условием является уплата работодателем за эти периоды взносов на профессиональное пенсионное страхование с учетом дохода от размещения средств профессионального пенсионного страхования. Впоследствии работодатели возмещают в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь расходы на выплату трудовых пенсий по возрасту за работу с особыми условиями труда, назначенных в соответствии со статьями 12, 13 и 15 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» с учетом таких периодов работы, в полном объеме за вычетом средств, сформированных (формируемых) в рамках профессионального пенсионного страхования в пользу лица, которому назначена трудовая пенсия.

ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ НА ВЫПЛАТУ ПЕНСИЙ

С 18 августа 2019 г. изменился порядок возмещения расходов на выплату пенсий за работу с особыми условиями труда, назначенных с учетом периодов работы, в течение которых по вине работодателя не проведена аттестация. Соответствующие изменения предусмотрены  Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 июля 2019 г. № 39. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Заключение органов государственной экспертизы условий труда, подтверждающее фактическую занятость работника в особых условиях труда за неаттестованный период, теперь направляется не только в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите районного (городского) исполнительного комитета, управление (отдел) социальной защиты местной администрации района в городе по месту жительства работника, обратившегося за назначением пенсии, и работодателю, по вине которого не проведена аттестация, но и в городской, районный или районный в городе отдел (сектор) областного, Минского городского управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — орган ФСЗН). После принятия решения о назначении пенсии с учетом заключения за неаттестованный период (периоды) орган по труду, занятости и социальной защите направляет работодателю и органу ФСЗН извещение о назначении лицу пенсии за работу с особыми условиями труда и периоде, в течение которого работодателем должно производиться возмещение расходов на выплату этой пенсии (пп. 4, 6 Инструкции о порядке расчета и возмещения расходов на выплату пенсий за работу с особыми условиями труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июня 2007 г. № 94).

Орган ФСЗН ежегодно определяет подлежащую возмещению сумму расходов на выплату указанной пенсии в истекшем году на основании данных государственной информационной системы социальной защиты о сумме выплаченной пенсии и, если пенсия назначена с учетом заключения за неаттестованный период после 1 января 2009 г., — также на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета об объеме средств профессионального пенсионного страхования.

Нововведением является и то, что орган ФСЗН информирует работодателя о сумме расходов на выплату пенсии за работу с особыми условиями труда, подлежащей возмещению, до 20 марта года, следующего за годом, расходы на выплату пенсии в котором подлежат возмещению. Работодатель перечисляет сумму расходов на выплату пенсий за работу с особыми условиями труда, подлежащую возмещению за истекший год, органу ФСЗН по месту постановки на учет платежным поручением (с указанием вида платежа) одновременно с уплатой обязательных страховых взносов за апрель текущего года. Своевременно не перечисленные суммы расходов на выплату пенсий взыскиваются с работодателя (его правопреемника) органом ФСЗН в установленном порядке.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *