Комментарии (70) на “История Ушачского района”

  1. Михаил:

    Вадиму:
    Думаю, Вы говорите об остатках бывшей усадьбы рода Оскирок (Аскірак). До начала 20-го века они владели имением Леоновщина (Леоновщизна). Несколько лет назад я общался с их наследниками, проживающими сейчас в Нидерландах, но к сожалению тогда я не знал, что от усадьбы ещё что-то осталось. А Вы не могли бы указать хотя бы ориентировочные координаты остатков фундамента по гугл-мап?

  2. Алексей:

    Михоил здравствуйте вы не могли бы раскозать об фомилии Сушанский в Ушачи. Спасибо Алексей

    lexei_1974@mail.ru

  3. Алексей:

    Михоил здравствуйте вы не моглибы раскозать об фомилии Сушанский в Ушачи спасибо Алексей .
    .

  4. Михаил:

    Здравствуйте, Алексей.
    На первый взгляд, с образованием фамилии Сушанский нет больших проблем – сформирована она очевидно от наименования одного из населённых пунктов:
    • Суша (сегодня Лепельский р-н);
    • Сушино (их было как минимум четыре: фольварки и деревни рядом с Бобыничами и недалеко от Вороничей, сегодня Полоцкий р-н);
    • Сушани (имение в Витебском повете, недалеко от Лётцев, сегодня не существует).
    Привязка к населённому пункту и форма образования с применением окончания «-цкий/-ский» указывает на т.н. шляхетский тип фамилии. Уже с 15-го века белорусская шляхта по примеру шляхты польской формировала свои фамилии по наименованию маёнтков, которыми владела. По логике для формирования фамилии «Сушанский» по этому типу лучше всего подходит именно вариант «Суша». На базе «Сушино» очевидно формировалась такая распространённая на территории бывшего Лепельского уезда фамилия как Сушинский, а из названия «Сушани/Сушени» – Сушаницкий/Сушеницкий. Тут, правда, возможны и варианты – без документального подтверждения хотя бы факта проживания в том или ином регионе, трудно утверждать наверняка.
    Вполне допускаю, что носители фамилии ничего не слышали о шляхетских корнях своей семьи. Это не удивительно – на момент аннексии наших земель Российской Империей в результате т.н. «разделов» Речи Посполитой в Лепельском уезде проживало до 15% населения, причислявшегося к дворянству. Разумеется, шляхта сильно различалась по имущественному состоянию: одни (Козеллы, Пётухи, Плятеры, Корсаки и т.д.) приближались к магнатам, другие, как «застенковая» или «шарачковая» шляхта порою сами землю пахали («…хоць і босы, але з шабляй» – ходила такая шутка). С конца 18-го века российские власти вели активную деятельность по искоренению столь многочисленной шляхты. Проводились «разборы шляхты», в ходе которых каждый претендующий на шляхецкое звание должен был документально подтвердить свои притязания. Зачастую в результате этих разборов малоимущая шляхта лишалась привилегий и записывалась в крестьяне или мещане.
    Есть и ещё один вариант формирования фамилии, на котором я не могу не остановиться. Дело в том, что евреи, населявшие Ушачи и окрестные местечки до начала 19-го века не пользовались фамилиями. Просто не принято было. Но 9 декабря 1804 года в Российской Империи вышел законодательный акт – «Положение о евреях», в соответствии с которым каждый иудей должен был принять наследственную фамилию. И началось ;) Как тогда шутили, вряд ли найдётся вещь, чьё название не смогло бы послужить еврею в качестве фамилии. Многие не мудрили, а просто формировали фамилию по месту проживания. Так появилась масса Слуцких-Мирских-Троцких-Уманских и Сушанских. Не знаю как в Беларуси, но в Штатах и Канаде проживает большое количество потомков эмигрантов Сушанских с еврейскими корнями.

  5. Алексей:

    Михаил здравствуйте.Спасибо,а ещё если можно на пишите об фамилии Толочко знаю что мои дед и прадед тоже жили в Ушачи.

  6. Міхал:

    К сожалению, я не располагаю достаточной информацией о Толочко. Могу предположить, что фамилия скорее всего образована от распространённого на белорусских землях слова «толока» (совместная безвозмездная работа, чаще всего по строительству жилья, либо мощению мостов, гатей). Также существует версия, что фамилию Толочко мог получить выходец из города Толочин. В бывшем Лепельском уезде Витебской губернии, в состав которого входили нынешний Лепельский, Ушачский, частично Полоцкий, Бешенковичский и некоторые другие соседние районы, фамилия Толочко была широко распространена. Преимущественно среди крестьян, хотя встречались и дворяне (шляхта) с такой фамилией: согласно перепеси 1878 года маёнток Голубовщина (сегодня это район деревни Муравщина Полоцкого р-на) принадлежал Толочко Люции, дворянке, православной.
    В своих документах я обнаружил фото Толочко Василия, проживавшего до тридцатых годов 20-го века на хуторе, рядом с деревней Слободка Ушачского р-на. Василий держал пасеку, имел двух дочерей: Элю (Эльвиру) и Тоню. Его жена умерла вскоре после рождения младшей дочери от туберкулёза. Василий попал под раскулачивание и был выслан в Архангельскую область, в ссылку он уехал вместе со старшей дочерью. Младшая дочь – Тоня была оставлена на попечение родственницы – Марии Бонифатьевны (сестра то ли Василия, то ли его жены). Дальнейшая информация по Василию отсутствует, есть (предположительно его) фото начала 30-ых годов.

  7. Дмитрий:

    Расскажите пожалуйста о истории улиц Полоцкой и Кореневской

  8. Міхал:

    О Толочко:
    Есть версия, что одна из ветвей рода Толочко дала начало княжескому роду Буйницких. Князья Буйницкие владели небольшим уделом с центром в Буйничах к югу от Могилева. Родоначальником считается виленский каноник Юрий Толочко, упомянутый в 1399 году в жалованной Грамоте Великого Князя Литовского Витовта. Если дети Юрия писались князьями Толочкевичами, то уже внук и правнук – князьями Буйницкими. Род угас в 1506 году со смертью князя Андрея (Алексы) Львовича Буйницкого.
    Об улицах:
    Сам бы с удовольствием послушал настоящую историю. Предполагаю, что Полоцкой раньше звалась улица Советская, поскольку именно по ней проходила т.н. «старая» дорога на Полоцк. В моём сопливом детстве на дороге до Лутовского леса ещё лежала каменная бруковка, кроме того элементы каменного мощения встречались ещё в нескольких местах до Воронич. Где-то в районе нынешней улицы Кореневского располагалась одна из ушачских синагог и второе (левобережное) еврейское кладбище. Там же уже в 30-ых годах 20-го века были расположены т.н. «кошары» – казармы, где размещались военнослужащие (скорее всего пограничники-нквдэшники). Во время войны в казармах размещалось одно из двух ушачских гетто.

  9. Дмитрий:

    Вот рассказали мне что на месте улицы Пролетарий в 18 веке была торговая площадь и располагался центр Ушачи,расскажите пожайлуста поподробнее

  10. Міхал:

    Дмитрию.
    Сложный вопрос. Боюсь, сегодня вряд ли кто-то способен на него аргументированно ответить. На мой взгляд в Ушачах рыночная площадь меняла своё местоположение, причём был период, когда существовали две рыночные площади. Развитие местечка начиналось от реки, причём вначале застраивалась заречная часть (сегодняшняя Октябрьская, Кореневского, заречная Пролетария). Именно на той стороне реки была возведена ратуша, Базилианский (униатский) монастырь и церковь при нём. Логично предположить, что в зоне церкви-монастыря-ратуши существовала и рыночная площадь. В 17-18 веках началось активное развитие правобережья (сегодняшняя Бровки, Садовая, Советская). Когда в районе нынешнего РДК возвели костёл и монастырь доминиканцев, то в этом узле также возникла рыночная площадь. Есть занятный архивный документ – жалоба воеводы минского Яна Казимира Жабы на настоятеля монастыря ушацких униатов Матея Добросельского в Верховный Трибунал Великого Княжества Литовского от 12 июня 1747 года. В жалобе воевода требует призвать к ответу руководителя монахов-униатов, которые перехватывают перед мостом через Ушачку торговцев едущих на ярмарку и насильно заворачивают их к себе. По смыслу понятно, что торговцы ехали на новую рыночную площадь (перед монастырём доминиканцев), а униаты принуждали их торговать на старой рыночной площади (где-то возле униатского монастыря). Из документа также следует, что новую рыночную площадь «крышевал» непосредственно воевода, а старую – контролировали монахи-униаты ;) .
    В журнале «Архитектура и строительство» №2 от 1999 года есть интересная схема реконструкции рыночной площади 18-го века в Ушачах перед монастырём доминиканцев. Весьма похоже на правду, правда автор (С. Сергачёв) переставил местами костёл св. Геронима и доминиканский монастырь, но это не особо принципиально.

  11. Олег Толочко:

    Алексей, а кто именно из Ваших родственников носил фамилию Толочко? Можете прислать их полные имена и отчества и года рождения? Мой мэйл jlk07@mail.ru Для меня информация Михаила была очень интересной, но дальше я не продвинулся, к сожалению.

  12. Міхал:

    «Зорка мая» і «апошні рускі»
    “ – Анастасия, звезда моя, кто это и почему вы опять целуетесь?
    – Это… последний русский, Сережа. Он меня понимает и жалеет.
    – Мне надоел этот последний русский. И предпоследний тоже… .”

    Мяркую, шмат хто з чытачоў глядзеў “Гардэмарынаў”. Глядзеў і я, хоць і фрагментарна. Глядзеў… і убачыў :) . Камусьці тое мусіць падацца фантастычным, аднак і кінематаграфічная Анастасія і “мадмуазэль Анна” (Аляксей Корсак) зь вялікай доляй верагоднасьці могуць мець ушацкія карані. З Корсакамі усё відавочна – старажытны баярскі род Корсакаў, што бярэ пачатак з часоў Полацкага княства, даў сотні калі не тысячы парасткаў. У сьпісе землеўладальнікаў на прыканцы 19-га стагоддзя зафіксаваныя Корсак Нікалай — уласьнік фальваркаў Сарочына і Ірцбург, а таксама Корсак Уладзіслаў – гаспадар Кошчынага Гарадка (сёньня частка Ушачаў) і Старога Двара. Абодва ушацкія Корсакі зрабілі ў свой час слынную вайсковую карьеру у арміі Расійскай Імперыі, што на той час валодала нашым краем.
    З Ягужынскай усё яшчэ больш цікава. Як памятаеце, па сюжэту Анастасія – дачка ад другога шлюбу генерал-пракурора Расійскай Імперыі графа Пятра Іванавіча Ягужынскага. Афіцыйная версія біяграфіі апошняга багатая цьмянымі плямамі. Па-першае, шмат хто наогул ставіць пад сумненьне існаваньне у графа дачкі Анастасіі, тым больш што і кананічная версія толькі прыгадвае яе і не болей. Па-другое, пытаньні існуюць і з паходжаньнем графа. Магчыма шэраговую публіку варыянт “…з Ягужінскіх, вядучых свой радавод ад ліцьвіна, што выехаў з Кублічаў Лепельскага павету на пачатку 18-га стагоддзя, былога арганіста лютэранскай кірхі у Маскве…” і задавальняе, але ж….
    Пачну з прозьвішча. Відавочна, перад намі навароб, у аснове якога – простае жыдоўскае імя “Ях(г)уда (Іегуда)”. Па шчырасьці, ну, адкуль узяцца чаму іншаму у тыповым жыдоўскім мястэчку Кублічы на пачатку 18-га стагоддзя. Не, зразумела ж акрамя жыдоў жылі там і беларусы (шляхта ды сяляне), аднак сярод іх носьбітаў гэткіх экзатычных імёнаў як Ягуда ці прозьвішча Ягужынскія не зафіксавана. Відавочна Ягужынскія паходзяць з неафітаў, і хрост хучэй за ўсё адбыўся ужо на тэрыторыі Маскоўшчыны. Калі прыгадваньне “лютэранскай кірхі” – не дэза, то магчыма Ягуду хрысьцілі пратэстанты з Кукуевай слабады. Так ці інакш нэафіт Іван Ягужынскі – бацька будучага генерал-пракурора і дзед Анастасіі, перайшоўшы у хрыстыянства атрымаў права на шляхецтва, чым і скарыстаўся. Пётра Іванавіч Ягужынскі пайшоў далей – патрапіўшы у бліжэйшае атачэньне цара Пятра Аляксеевіча Раманава (Першага), зрабіў ашаламляльную кар’еру пры двары і атрымаў графскі тытул.

  13. Міхал:

    У прошлым траўні нейкія боўдзілы спалілі закінуты будынак сядзібы Маліноўскіх у Чарапоўшчыне. У размове аб былых гаспадарах маёнтку нехта прыгадаў, што па чутках апошні уласьнік удзельнічаў у супрацьмаскальскім паўстаньні 1863-64 гадоў. Пашчыравалі крыху, панапружвалі віленскіх знаёмых, дазналіся шмат цікавага. У прыватнасьці, з кнігі успамінаў Грасільды Маліноускай, што уяўляе сабой нешта сярэдняе паміж дзёньнікам і мемуаарамі.
    Сапраўды, апошнім уладальнікам Чарапоўшчыны, чыімі усілкамі сядзіба дасягнула значнага росквіту і ператварылася у культурны цэнтр Ушаччыны, быў Уладзімір Ігнацевіч Маліноўскі – амніставаны інсургент, удзельнік г.з. “styczniowego” паўстаньня. Пасьля разгрому паўстанцкага аддзелу Дмахоўскага Уладзімір нейкі час хаваўся на Ушаччыне ды Лепельшчыне, потым з дапамогай радні і знаёмых здолеў эміграваць у Эўропу. Амністыя дазволіла яму вярнуцца на радзіму, і ён разпачаў сваю фатаграфічную справу у Рызе і Вільні. Трэба разумець, у тым бізнэсе Уладзімір дасягнуў посьпеху, бо праз пэўны час здолеў выкупіць маёнтак Чарапоўшчыну, што быў секвестраваны уладамі за удзел сям’і у паўстаньні. Практычна да 1917 года у сядзібе віравала жыцьцё: працавала школа для сялянскіх дзяцей, якой кіравала пані Грасільда; адбываліся тэатралізаваныя пастаноўкі і літаратурныя вечарыны з удзелам вялікай радні Маліноўскіх, іх суседзяў ды шматлікіх гасьцей.
    Згодна успамінаў пані Грасільды маёнтак Чарапоўшчына быў набыты яе бацькамі – Ігнацем Людвікавічам і Канкордзіяй з Ганышаў Маліноўскімі недзе паміж 1833 і 1835 годам. Да той пары сям’я арэндавала засьценак у Залесьсі, што належыў Пётру Абрампальскаму. Маці Канкордзіі – Калета, паходзіла з заможнага роду Пушкевічаў, аднак чамусьці у яе не склаліся адносіны з дачкой, таму ў пасаг тая не атрымала нічога. Маліноўскія паходзілі з радавітай але не вельмі заможнай шляхты, адпаведна набыты маёнтак Чарапоўшчына налічваў усяго 12 дзесяцін зямлі.
    З сядзібай Маліноўскіх зьвязаныя лёсы такіх вядомых у свой час асобаў, як Уладзіслаў Дзівульскі – рэктар універсітэту Стэфана Баторыя у Вільні, Антоні Вівульскі – скульптар, аўтар помніка Грунвальдскай перамозе ў Кракаве і славутых “Трох крыжоў” у Вільні. З Чарапоўшчынай таксама зьвязаны лёс аднаго з водцаў паўстаньня 1863-64 гг. на Віцебшчыне – Генрыха Дмахоўскага. Жыцьцё гэтай асобы з вялікай літары лёгка магло б стаць асновай сцэнару захапляльнага трылеру: удзельнік двух паўстаньняў; вязень, патрапіўшы за краты дзякуючы здрадзе радні; выгнаньнік, падарожнік і вандроўнік (Эўропа, Паўночная Амерыка, зноў Эўропа); сусьветна вядомы скульптар пад псеўданімам Генры Сандэрс (бюсты Тадэуша Касьцюшкі і амерыканскіх прэзідэнтаў у кангрэсе ЗША, саркафаг Напалеона у Парыжы, надмагільны помнік Барбары Радзівіл у Вільні ды г.д.). Аднак не тую краіну завуць Гандурасам… . Высьветлілася, што месца пахаваньня Генрыха Дмахоўскага, загінуўшага у траўні 1864 года у сутычцы з маскалямі, дакладна не вядомае і адпаведна ніякім чынам не азначанае. Зразумела, ёсьць пэўныя дадзеныя ва успамінах Грасільды Маліноускай, тое-сёе у іншых крыніцах, аднак пакуль пытаньняў болей чым адказаў. Тым болей, што сёньня нават лакалізацыя уяўляе пэуныя праблемы – геаграфічная мапа істотна зьмянілася за паўтара стагоддзя. Карацей, знайшоўся годны занятак на будучае лета.

  14. Міхал:

    Удакладненьне. Генрых Дмахоўскі загінуў хучэй усяго у траўні 1863 года.

  15. Наталия:

    Доброго времени суток! Ищу фотоснимки Ушачской Божьей Матери. Заранее благодарна тем, кто сможет и захочет помочь, спаси Бог. sinora.natalia@mail.ru

  16. Александр:

    Здравствуйте. Случайно прочел Вашу переписку. Есть ли у Вас сведения об ушачском фотографе Фурмане?

  17. Міхал:

    To: Александр
    Если речь идёт о Залмане Абрамовиче Фурмане, то посмотрите здесь http://kehilalinks.jewishgen.org/ushachi/ushatz.html

  18. Стас:

    На одном из сайтов Ушачского района нашлась такая запись – привожу дословно, может, кому будет интересно: «23 мая 2015 года: Я,МОИ ДЕТИ И ВНУЧКА ПОСЕТИЛИ МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС » ПРОРЫВ» И МУЗЕЙ НАРОДНОЙ СЛАВЫ В городском посёлке » УШАЧИ», ПОЛОЦКОГО РАЙОНА, ВИТЕБСКОЙ обл., ЧТО В БЕЛАРУСИ. В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЭТОМ РАЙОНЕ В ОТРЯДЕ имени КУТУЗОВА, БРИГАДЫ имени ЧАПАЕВА БЫЛА И МОЯ МАМА,-ОСИПОВА НАДЕЖДА ФИЛИППОВНА В ДОЛЖНОСТИ НАЧАЛЬНИКА МЕДИЦИНСКОЙ ( санитарной) СЛУЖБЫ. УВИДЕВ ФОТОГРАФИЮ МАМЫ НА ОДНОМ ИЗ СТЕНДОВ МУЗЕЯ У ВСЕХ НАС ПОДСТУПИЛ КОМ К ГОРЛУ И НА ГЛАЗА НАВЕРНУЛИСЬ СЛЁЗЫ. МАМА РАССКАЗЫВАЛА МНЕ, СВОИМ ВНУКАМ И ПРАВНУЧКЕ О ВОЙНЕ И КОНКРЕТНО О БЛОКАДЕ В УШАЧСКОМ РАЙОНЕ, НО, ЧТО ЕЁ ФОТОГРАФИЯ БУДЕТ РАЗМЕЩЕНА В МУЗЕЕ, МЫ ЗНАЛИ ТОЛЬКО ПО НАСЛЫШКЕ. ТЕПЕРЬ ЖЕ УВИДЕВ ЕЁ ( фотографию мамы) ВООЧИЮ, ВЫРАЖАЕМ СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ ВСЕМ, КТО НЕ ЗАБЫЛ И ПОМНИТ МОЮ МАМУ. К СОЖАЛЕНИЮ НЕ НАШЛА Я ФОТОГРАФИЙ И ДРУГИХ ПАРТИЗАН, ВЫШЕУКАЗАННОЙ БРИГАДЫ И ОТРЯДА, А ВЕДЬ ПОСЛЕ ВОЙНЫ, СПУСТЯ 25 лет(в июле 1969г) ОНИ ОРГАНИЗОВЫВАЛИ ВСТРЕЧУ В городе ПОЛОЦКЕ.ВСЕХ ФАМИЛИЙ И ИМЁН Я НЕ ПОМНЮ, НО ТАКИЕ, КАК КОМЕНДАНТОВ ГЕННАДИЙ, КОМЕНДАНТОВА ЛИДИЯ, СОБЛАКОВ ИВАН,- ВСЕ ОНИ ЖИЛИ В ПОЛОЦКЕ. МУХИН ИВАН.-ПРИЕЗЖАЛ ИЗ города ОРЁЛ. А ЕЩЁ БЫЛ,- ФЁДОР ШИРОКИХ. ОН БЫЛ НАЧАЛЬНИКОМ ШТАБА ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА им. КУТУЗОВА, БРИГАДЫ им. ЧАПАЕВА О ЧЁМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ СПРАВКА ВЫДАННАЯ МОЕЙ МАМЕ О ТОМ, ЧТО У НЕЁ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗВЕРСКИ РАССТРЕЛЯН ОТЕЦ В июне 1944 немецкими ОККУПАНТАМИ, КАК ОТЕЦ ПАРТИЗАНА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. СПРАВКА ВЫДАНА 09.08 1944 г ЗА ПОДПИСЬЮ ФЁДОРА ШИРОКИХ. В ПОЖЕЛАНИИ ХОЧУ СКАЗАТЬ:» ХОТЕЛОСЬ БЫ ВИДЕТЬ В МУЗЕЕ ФОТОГРАФИИ И ЭТИХ ПАРТИЗАН». В ЗНАК БЛАГОДАРНОСТИ ОТ МЕНЯ, МОИХ ДЕТЕЙ И ВНУЧКИ,—-ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА СОЗДАНИЕ ПРЕКРАСНОГО МУЗЕЯ И МЕМОРИАЛА И НИЗКИЙ ПОКЛОН ВСЕМ ПОГИБШИМ И ВЫЖИВШИМ ПАРТИЗАНАМ, ПРОРВАВШИМ БЛОКАДУ.»

  19. Екатерина:

    Добрый день. Прошу помочь в сборе информации о моем прадеде Маркович Михаиле Ивановиче. Насколько знаю, он участвовал в прорыве в Ушачах. Партизанил в Белоруссии (вроде в отряде Ворошилова). Очень хочу хоть что-то о нем найти. Знаю только его даты жизни 28.02.19 – 08.04.91. Может у Вас найдутся какие-либо материалы? Еще у него был брат Митя, отец Иван Васильевич. Может о них что-то есть?

Оставить комментарий