По улицам памяти: А.Данукалова

Общество

Его горячо любили партизаны и свирепо ненавидели враги. “Я проникся самым глубоким уважением к этому хорошему и сильному человеку. По его приказу, даже намеку бросился бы в огонь и воду, зубами рвал бы на куски врага”, – вспоминает своего комбрига бывший партизанский разведчик Петр Лебедев. Фашисты боялись Алексея даже мертвым: выкопали с земли гроб с его телом, обложили толом и взорвали. Каким же был этот легендарный человек – Герой Советского Союза Алексей Федорович Данукалов? 

Родился он в 1916 году в Саратовской губернии в семье запорожского казака-переселенца Федора Данукалы. Причем, началась жизнь мальчика с курьёза – с легкой руки местного священника он внезапно “изменил национальность”. Дело в том, что кумы, которые везли его крестить, хорошо приложились к рюмке и назвали младенца Алексеем, забыв, что в с уже есть сын с таким именем. Спохватившись, возвратились к священнику, но тот переименовывать мальчика отказался, но нашел другой выход: для различия дописал к фамилии Алексея-“второго” букву “в”. Крестные же наврали родителям, что сына зовут Лёнькой – так и звали его, пока обман не раскрылся…

Статным парнем рос Алексей – хорошо учился, был первым красавцем, певцом и танцором в деревне, даже на кулаках лучше всех бился. Закончил техникум, потом – военно-политическое училище.

В июле 41-го танковая рота, политруком которой был Данукалов, неподалеку от Лепеля попала в окружение. Алексей Федорович отдал бойцам неожиданный приказ – спустить в болото танки и пешком пробираться по лесам на восток. Это меткое решение спасло жизни танкистов, из которых потом был сформирован партизанский отряд “Родина”. Позже он вошел в состав бригады “Алексея”, которая громила врага в окрестностях Смоленска и Лиозно, держала тесную связь с витебским подпольем. Фашисты неоднократно осаждали аляксеевцев, однако партизанам каждый раз удавалась выйти с вражеского кольца. Комбриг Данукалов был талантливым стратегом: он умело координировал действия отрядов, разработал тактику “двойного удара”, когда партизаны прорывались сразу в двух направлениях, дезориентируя немцев.

Алексей Федорович никогда не отсиживался в штабе, знал каждого бойца, лично возглавлял глубокие рейды во вражеский тыл и дерзкие операции. Одна из них очень унизила и обозлила фашистов: в 1942 году с Витебской фельдкамендатуры партизаны похитили 6 военнопленных!

Но не только боевыми буднями жили алексеевцы. Комбриг стремился сделать тяжелую партизанскую жизнь более разнообразной и “мирной”: в бригаде выходила газета, действовали художественные коллективы, были даже свои скрипачи, поэты и композиторы. Существовал и бригадный гимн, слова которого вспоминает в своей книге партизанка Ольга Симонова: “Впереди комбриг шагает, Алексей наш боевой, партизан ведёт на битву за любимый край родной!”

В Ушачский район бригада “Алексея” попала зимой 44-го по приказу Центрального штаба партизанского движения. Алексеевцам была поручена защита  30-километрового участка Ушачской партизанской зоны от деревень Храмёнки и Ветче   к Замошью. Фашисты направили на борьбу с партизанами танки и авиацию, кольцо блокады сужалась. Алексеевцы отчаянно сражались за каждую позицию. Жестокий бой разгорелся 22 апреля в окрестности Казимирово. Высота несколько раз переходила из рук в руки. Настал критичный момент. Фашисты были отброшены на исходные позиции.

Очень хотели немцы уничтожить Данукалова. За его жизнь обещали 100 тысяч рейхсмарок и поместье. Неоднократно пытались его убить, однако партизаны как могли защищали любимого комбрига. 26 апреля Алексей Федорович приехал в госпиталь, чтобы навестить раненых. Он двигался к бараку, навстречу шел переводчик, который недавно очутился в бригаде. Вдруг он выхватил пистолет, два раза выстрелил в комбрига, но только поранил его. Партизаны выбили оружие из  рук предателя. Они очень радовались, что ранение оказалось несерьёзным, не зная, что отсрочили гибель командира всего на день. 27 апреля в штабе бригады, что находился в Великих Дольцах, Алексей Федорович разрабатывал план прорыва блокады, когда начался очередной воздушный налет. Бомбежка закончилась, люди вышли на улицу. Рядом со штабом развернуло дом, из-под обломков которого кто-то звал на помощь. Туда бросился комбриг. Вдруг из-за леса появился “юнкерс”. Осколок бомбы навылет прошил грудь 28-летнего героя…

Через несколько дней алексеевцы по плану своего командира прорвали кольцо блокады.

Сельчане еще раз похоронили останки комбрига. После войны прах Алексея Федоровича был перенесен в Лепель. На мраморе его могилы выбито стихотворение:

И для тебя, и для меня

Он сделал всё, что мог,

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

В Ушачах же память об этом человеке сохраняется в названии улицы. Надеюсь, теперь больше людей будут знать о нем и, возможно, кто-то с честью скажет: “Я живу на улице Героя Советского Союза Алексея Данукалова!”

Наталья БОГДАНОВИЧ.



1 комментарий по теме “По улицам памяти: А.Данукалова

  1. Спасибо за память! Мой дед, Данукало Алексей Фёдорович, тот первый Алексей.Мой старший брат и мой младший сын носят это имя в честь всех АЛЕКСЕЕВ нашего рода , сложивших головы за страну!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *