Ответ на статью «Самый дорогой город Беларуси»

Ваш вопрос - наш ответ

В ответ на статью «Самы дарагі горад Беларусі», опубликованную в № 63 газеты «Патрыёт» от 8 августа 2012 года, Ушачское райпо хочет прокомментировать изложенные автором публикации мысли и факты, которые, на наш взгляд, можно назвать спорными.

Сразу же ответим на основной вопрос, заданный в конце публикации — о порядке определения розничных цен в системе Ушачского райпо. Их формирование производится путем суммирования оптовых цен производителя либо оптового поставщика, торговой надбавки и налога на добавленную стоимость.

Формирование цен на социально-значимые товары, включенные в Перечень, определяемый  Постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2012 г. №495 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом», производится с применением предельных торговых надбавок к цене. Данный перечень включает в себя 26 товарных групп. В настоящее время предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) на социально значимые товары устанавливаются в процентах и применяются в размерах, указанных в приложении к постановлению Министерства экономики РБ от 14.12.2011 г. №200 «О торго-вых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары».

Распоряжением Витебского облисполкома от 19.05.2011 г. №359р утверждена Система мер по сдерживанию роста цен на потребительские товары, одним из пунктов которой рекомендованы предельные торговые надбавки на продовольственные товары. Кроме того, отдельным решением Витебского облисполкома от 26.12.2011 г. №858 «О порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» установлены предельные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам на следующие товары: свежий картофель, капусту белокочанную, свеклу столовую, морковь столовую, лук репчатый — 25%, огурцы, помидоры, яблоки, бананы, лимоны, апельсины — 20%, чулочно-носочные изделия — 25%, товары для детей — 25%, СМС и мыло хозяйственное — 25%. На остальные товары законодательством предусмотрено свободное ценообразование с учетом конъюнктуры рынка.

В соответствии с п.11 Инструкции №111 при приобретении товаров у производителей по отпускным ценам, сформированным без учета расходов по доставке, розничные организации могут включать в отпускные цены фактически понесенные расходы по доставке. В случае, когда доставка товаров осуществляется производителем, транспортные расходы закладываются им в отпуск-ные цены, торговая же надбавка устанавливается к отпускной цене без учета транспортных расходов. При поставках товаров с оптовых баз потребительской кооперации (а это составляет не менее 30% всего поступления) последними взимается оптовая надбавка в размере 12%, соответственно, торговле остается максимально 18%. Как уже упоминалось, в розничную цену вклю-чается и налог на добавленную стоимость.

На конкретном примере рассмотрим порядок определения розничной цены на упомянутый в статье мягкий уголок «Риккардо», которая состоит из отпускной цены поставщика-изготовителя — 6466000 рублей, оптовой надбавки, уплаченной поставщику в сумме 323300 рублей, торговой надбавки (27%) в сумме 1745820 рублей, налога на добавленную стоимость (20%) 1707024 рубля, который подлежит уплате в бюджет. Продажная цена составила 10242140 рублей. Как видим, торговая надбавка в данном случае — 27%, и цитата автора по поводу необоснованно завышенной цены «на палову адпускнога кошту» не совсем соответствует действительности, в связи с чем хотелось бы посоветовать в следующий раз при написании «антирекламы» более внимательно изучить процесс определения розничной цены на товар.

Продолжая тему упомянутого уголка, хочется также сообщить, что за три недели до опубликования статьи, а конкретно — 17.07.2012,  в связи с низким покупательским спросом руководством райпо было принято решение об уценке всего ассортимента мебели за счёт снижения торговой надбавки. Продажная цена на мягкий уголок на момент выхода материала и в настоящее время составляет 8923100 рублей, а торговая надбавка — всего 646617 рублей (10%).

Хочется также отметить, что за формированием цен осуществляется постоянный контроль. Так, в мае текущего года Управлением антимонопольной и ценовой политики Витебского облисполкома проводилась проверка, по итогам которой нарушений порядка применения торговых надбавок не выявлено, за исключением одного случая. Сумма завышения цены возвращена в бюджет в двукратном размере за счет лиц, виновных в данном нарушении.

Конечно, потребительской кооперации сложно конкурировать по ценам с фирменными магазинами производственных предприятий, которые имеют право включить в цену свои расходы и сверх того заложить определенный процент рентабельности, поэтому торговая надбавка для них не является основным источником доходов. Розничная же торговля существует только на доходы, полученные от разницы между розничной и покупной стоимостью.

Можно согласиться с автором статьи по имеющемуся недостаточно широкому ассортименту товаров непродовольственной группы, но только не мебели. В магазине «Мебель» представлен широкий ассортимент товаров, в том числе производства холдинговой компании «Пинскдрев», которая является поставщиком номер один в Беларуси. Их мебель рассчитана на покупателей с разным достатком, есть, конечно, и дорогая добротная мебель — тот же мягкий угол «Рикардо», произведенный на итальянской линии, имеющий отделку из натурального дерева и встроенный выдвижной механизм. Что касаемо частного магазина «Мебель», то цена на их товар соответствует его качеству. А это уже выбор покупателя — кому что более приемлемо.

Покупатель также вправе решить, где ему приобретать упомянутую в статье монтажную пену. Кстати, цитата автора о том, что в магазине «Стройматериалы» она в два раза дороже, чем в «Домовёнке», не соответствует действительности. Специалистами райпо проведён мониторинг. В названных торговых точках имеется в продаже монтажная пена разных производителей, соответственно, она разная и по стоимости: в «Домовёнке» ценовой диапазон от 38000 до 62100, в «Стройматериалах» — от 45000 до 91000.

Торговым предприятиям системы райпо составить достойную  конкуренцию по ценам и ассортименту товаров магазинам сети «Евроопт», конечно, не представляется возможным и прежде всего в силу отсутствия автоматизированной системы учета товаров в каждом магазине, дающей возможность оперативного контроля за сроками реализации и ценами. К тому же Евроопт знает, где торговать: в деревнях Мирный или Сорзово магазин открывать не будет и в Островляны не поедет на автолавке 2 раза в неделю обслужить 2 человека. И тем более платить налоги в бюджет Ушачского района не будет. Правление же райпо принимает все возможные меры не только по сохранению действующей торговой сети, но и по ее развитию. Организации системы являются исправными налогоплательщиками. Только за 6 месяцев ими уплачено в бюджет свыше 1,3 млрд. руб. налогов.

Через торговую сеть райпо постоянно производится продажа товаров со сни-женными торговыми надбавками для одиноких пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан с доходом ниже бюджета прожиточного минимума. С 20 февраля 2012г. организовано проведение в универсамах и крупных магазинах села постоянно действующих акций на некоторые товары с применением торговой надбавки до 15%. В частности, в августе по более низкой цене можно было приобрести сухие завтраки «Витьба», шоколад, специи, пищевые концентраты, масло подсолнечное, рис, консервы рыбные, чай, кофе, сок, чипсы, кукурузные палочки и многое другое. В магазине «Центральный» на копчености и колбасные изделия установлена надбавка в размере 15%. Перечень этих товаров ежемесячно обновляется и дополняется, а сроки их реализации не заканчиваются через 1-2 недели, как в Евроопте на товар с «красной ценой».

Предприятиями райпо постоянно осуществляется продажа товаров с рассрочкой платежа от 1 года до 1 месяца (в зависимости от вида и цены) при внесении 30% их стоимости. За I полугодие 2012г. реализовано товаров в кредит на сумму 1,2 млрд. рублей. Основная доля — без взимания процентов за кредит. При этом следует заметить, что поставщиками предоставляется от-срочка по платежам за вышеуказанные товары на срок не более 30 дней, а то и по предоплате. Исключением является «Пинскдрев», который только с 27 июля (!) отпускает мебель с оплатой по факту реализации. Уточним, что им считается момент передачи товара покупателю независимо от сроков и формы оплаты. Соответственно, оплата за товары, проданные с рассрочкой платежа на 6 и более месяцев, производится в том же месяце, в котором отпущена покупателю, за счет кредита банка и, заметим, далеко не дешевого: на сегодня ставка кредитования составляет 33,5% годовых.

Мы, конечно, не специалисты в журналистике, но считаем, что, излагая свою точку зрения через средство массовой информации о ценах в Ушачском райпо, необходимо было быть более объективным в оценке и основываться на более конкретных примерах о ценах на аналогичный товар в магазинах дру-гих райпо, а не сравнивать с Еврооптом. Мы не против критики, но она должна быть реальной и конструктивной.

Правление Ушачского райпо.

Д РЭДАКЦЫІ. Пасля надрукавання матэрыялу «Самы дарагі горад Беларусі» ў рэдакцыю паступіла заява ад індывідуальнага прадпрымальніка В.Пугача з просьбай напісаць абвяржэнне на артыкул. Хоць у матэрыяле не ўказвалася, дзе меркавалася набыць матэрыялы для ацяплення, і гаварылася, што няма поліпрапіленавых труб у гандлёвай сетцы райспажыўтаварыства, прадпрымальнік усё ўспрыняў на свой рахунак і абурыўся. Што ж, выконваем просьбу і тлумачым, якім чынам Ганчаронак зэканоміў 700 тысяч. Радыятары алюмініевыя каштавалі ў Віцебску на будаўнічым рынку 70 тысяч, а ў ралеце №45 на рынку Ушачы — 85, труба поліпрапіленавая, арміраваная шкловалакном, дыяметрам 25 міліметраў — адпаведна 15 і 19,5, кран шаравы поліпрапіленавы 40 супраць 55, кран вуглавы з амерыканкай (20мм) 45 і 55 тысяч, вугал 90 градусаў — 1800 і 2500 рублёў. Паколькі набываліся прыгаданыя рэчы не ў адзінкавай колькасці, то і зэканоміў пакупнік толькі 450 тысяч на радыятарах, 157 — на трубе, на вуглах, кранах — яшчэ 145. Цэны  пакупнік параўноўваў на момант пакупкі. Так, з таго часу цэны на трубу ў вашым ралеце патаннелі і прыгаданым дыяметрам каштавалі ўжо 17,3 тысячы за метр. І гэта выдатна, што цэны ў нас могуць не толькі расці, але і зніжацца, няхай сезонна ці часова. Менавіта ў гэтым і была мэта артыкула, у якім я імкнулася данесці адзіную думку, што атрымліваць даход ад гандлю можна не толькі за кошт немалых працэнтных надбавак, але і павялічваючы асартымент і абарот, якраз зніжаючы гандлёвыя надбаўкі і робячы тавар больш прывабным для пакупнікоў.

Так, не ў аднолькавых умовах працуюць прадпрымальнікі і райспажыўтаварыства і паміж сабой, і ў параўнанні з гарадамі. Маланаселены ў нас раён і адпаведныя пакупніцкія здольнасці, але ж і канкурэнцыі, як у тых самых гарадах, у нас няма. А калі людзі едуць за таварам, які ёсць у раёне, за яго межы, то гэта страчаная выгада, калі плацяць за яго менш — то гэта не называецца іншым словам, як эканомія. Мноства нюансаў існуе ў гандлі, праўленне райспажыўтаварыства падрабязна расказала нам пра некаторыя. Але нас, пакупнікоў, цікавіць па сутнасці не механізм работы (у кожнага, як вядома мноства сваіх цяжкасцяў), а тое, што ляжыць на паверхні — менавіта цэны, а калі яны вышэй, чым у суседзяў, па якіх бы тое ні было прычынах, то гэта не назавеш іншым словам, як даражэй. Так што і абвяргаць, прабачце, няма чаго, хіба што пераблытала я пену мантажную з селіконам, на які і была разбежка роўна ў два разы.

Мяркую, што мы ўсе ўдзячны райспажыўтаварыству за абслугоўванне аддаленых вёсак і за папаўненне бюджэту раёна, індывідуальнаму прадпрымальніку В.Пугачу — за тое, што заняў такую патрэбную  асартыментную нішу. І ніхто нікога не імкнуўся пакрыўдзіць. Наадварот, хочацца, каб больш прыбытку атрымлівала і райспажыўтаварыства, і прадпрымальнікі, а ўшачане не пераплачвалі і не папаўнялі казну іншых раёнаў.  Цэны ж мы параўноўвалі і будзем параўноўваць далей, аб гэтым нас пастаянна просяць чытачы. А тая колькасць тэлефанаванняў у рэдакцыю з удзячнасцямі за артыкул, водгукі на сайце — красамоўнае пацвярджэнне таму, што тэма закранута актуальная.

В.КАРАЛЕНКА.



2 комментария по теме “Ответ на статью «Самый дорогой город Беларуси»

  1. Спасибо редакции.!Так держать.А Ушачское райпо пусть лучше сделает мониторинг(и слово то какое)соседних райпо и сравнит цены.Я и все с кем я общаюсь свой мониторинг сделали в пользу других городов.,хотя это не нормально.

  2. Занятную сказочку придумали райпошники, правда, почему-то ударники советской (в худшем смысле этого слова) торговли забывают, что не все читатели «Патриота» — пенсионеры из Сорзово или Островлян. Во-первых, настораживает некий «поставщик», возникший в мебельной цепочке «предприятие изготовитель – райпо», и откуда вдруг возникла «оптовая надбавка», если в подобных схемах всегда присутствует оптовая скидка? Во-вторых, хочется спросить, а не треснет ли что-нибудь у райпо от розничной надбавки в 27%? Понятно, что имея такой навар, можно поплёвывать в потолок и рассказывать доверчивым читателям о том, как тяжело горбатится райпошный коллектив на ниве поддержания социальных стандартов на селе :-).
    С умилением прочёл страшилку об «Евроопте». Внушает, как говорил один персонаж. Вот только за мнимой «заботой» о бабушках в Мирном кроется очевидный страх, что как только в район придёт нормальная торговая сеть (а она придёт, не сомневайтесь – не Евроопт так Родная сторона или Максима), вся райпошная торговля накроется медным тазом. О налогах в бюджет района тоже лапша на уши – торговая точка платит налоги по месту регистрации, и не думаю, что в Ушачском райисполкоме сидят настолько недалёкие люди, чтобы позволить открыть сетевой магазин, зарегистрированный в другой области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *