Современное общество крайне заинтересовано в поиске оптимальных форм эффективного противодействия коррупционным преступлениям.
Их общественная опасность заключается в подрыве основ государственной власти и управления, ущемлении конституционных прав и интересов граждан, порождении дисбаланса демократических устоев и правопорядка, дискредитировании деятельности государственного аппарата, извращении принципов законности, создании барьера на пути проведения социально-экономических реформ. Кроме того, коррупция представляется опасной с социальной точки зрения не только как фактор, подрывающий государственную власть, но и как одна из главенствующих причин, определяющих организованную, экономическую, политическую преступность.
В Республики Беларусь коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности, реализации белорусской экономической модели развития государства. Печальные последствия коррупции заключаются и в том, что она нарушает принцип социальной справедливости и равенства всех перед законом. Коррупция подрывает доверие народа к власти, способствует злоупотреблениям и преступности. Поэтому решительная борьба с этим явлением играет важную роль во внутренней политике нашего государства. Опасность коррупционных преступлений состоит в том, что в результате их совершения государству причиняется ущерб в особо крупных размерах.
К основным коррупционным преступлениям относятся следующие:
- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК).
- злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 2 и часть 3 ст. 424 УК).
- превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 2 и часть 3 статьи 426).
- получение взятки (ст. 430 УК).
- дача взятки (ст. 431 УК).
- посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК).
Как показывает практика, факты проявления коррупционных правонарушений продолжают иметь место и на территории нашего района. В основном они выявлялись в сферах агропромышленного комплекса.
В нашем государстве издан нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок и размеры денежных вознаграждений за оказание содействия гражданами правоохранительным органам в расследовании преступлений коррупционной направленности. Данным документом является Постановление Совета Министров Республики Беларусь №101 от 05.02.2016 года «О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции». В соответствии с указанным нормативно-правовым актом выплата вознаграждения и компенсации физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, производится только при содействии выявлению, пресечению, раскрытию или расследованию коррупционного преступления. Такие выплаты производятся в следующих размерах:
- при выявлении коррупционного преступления, относящегося к категориям тяжкого или особо тяжкого преступления, выплата гражданину осуществляется до 50 базовых величин;
- при выявлении коррупционного преступления, относящегося к категории менее тяжких преступлений, выплата гражданину осуществляется до 30 базовых величин;
Также производятся выплаты компенсирующего характера до 10 базовых величин на основании документов, подтверждающих произведенные физическим лицом расходы при оказании содействия в выявлении, пресечении, раскрытии или расследовании коррупционного преступления.
Уважаемые жители Ушачского района. В случае если вам что-либо известно о фактах коррупционных проявлений, информацию вы можете сообщить в РОВД по тел. 102. Конфиденциальность и своевременность реагирования на предоставленную вами информацию, гарантируется. Не оставаясь в стороне от данной проблемы, именно вы можете повлиять на стабильное и надежное экономическое будущее для себя и своих близких.
Алексей ИСПЕНЬКОВ, начальник Ушачского РОВД.