Комментарии (73) на “История Ушачского района”

  1. Вячеслав:

    Ушачи – это местечко где жили мои предки. Хотелось бы побольше узнать о довоенном Ушачи , о его жителях и их судьбе.
    Заранее благодарен за ответ

  2. Михаил:

    1. Фото датируются началом 20-го столетья. Об этом чётко и ясно написано на сайте, с которого взяты фотографии.
    2. В редакции «Патриота» всерьёз считают, что у Ушаччины такая бедная и короткая история?

  3. patriot:

    Да, это 20-е годы прошлого столетия, фото Фурмана, и редакция публиковала эти фото в 2000 году, после чего они разошлись по многим сайтам, кокой вы имеете в виду? А нам были пересланы нашим земляком Александром Крупским, который работая во Франции, нашёл эти фото в открытой переписке двух еврейских семейств, которые эмигрировали из Ушачи в Америку в начале прошлого столетия. А историю мы будем пополнять, она богатая.

  4. Михаил:

    Сайт с которого «скоммуниздили» фото http://kehilalinks.jewishgen.org/ushachi/ushatz.html
    и существует он уже лет 15 как минимум.

  5. Михаил:

    Хорошо, когда ошибки исправляют, плохо, когда не хотят признавать эти ошибки. Уж извините, но удаление моего поста относительно ошибки в названии раздела я воспринимаю именно так. Наверное для бумажных журналистов это звучит как откровение, но общение в сети подразумевает соблюдение определённых этических норм. И выбор не велик: либо вы этих норм и правил придерживаетесь, либо вас будут тролить независимо от статуса. Есть ещё один способ, весьма популярный в пост-советских краях – можно удалять неприятные коментарии или вообще (верх понимания плюрализма :-) ) коментарии запретить.
    Искренне надеюсь, что общемировая культура цивилизованного ведения дискуссии не обойдёт стороною и редакцию вашего издания.
    Теперь с вашего позволения я перешёл бы к конструктиву. Знаю, что в Ушачах есть музей, бывал там, как все посетители удивлялся тому, что судя по экспозиции, до 1941 года жизни на Ушаччине не существовало. Правда, в приватных разговорах экскурсоводы хвастались богатыми фондами. Хочу поинтересоваться, а что мешает сотрудникам газеты посетить музей, пообщаться с руководством, получить материалы из этих фондов и выложить здесь действительно интересные для читателей/посетителей факты?

  6. Сідараў Аляксандр Уладзіміравіч:

    Добры дзень! Я звяртаюсь упершыню да тых людзей, хто мне можа дапамагчы знайсці запісы і рэгістрацыі хоць якой-небудзь інфармацыі наконт маіх продкаў..
    Есць некаторая інфармацыя:
    Азевич Теофилия Ипполитовна год рождения примерно с 1890 по 1899,год смерти примерно с 1975 по 1977.
    ЕЕ муж уроженец вроде как деревни Боярщина. Щербик Венедикт Иванович год рождения или 1884 или 1885 или 1883. год смерти – 1967.
    у них было 6 детей вроде: Вероника – 1911 год рождения, Розалия – 1913 год рождения, далеее – Иосиф (Юзик) – 1918 или 1919 – его призвали в армию в 1941 году. (Он погиб в армии.), Мария – 1923 год рождения, но после войны были утеряны документы и ей написали 1925, еще дочь была у них Мальвина Венедиктовна – моя родная бабушка – родилась она 2.09.1925, но после войны восстановили документы и написали, что родилась в 1927 гооду.И еще, у Теофилии и Венедикта была младшая дочь – Анна – 1927 года рождения, но после войны написали что 1929. Знаю еще то, что у Анны есть сын – Авласенко Александр. Военный. вроде уже в отставке.
    ПРОШУ ПОМОЧЬ НАЙТИ ХОТЬ КАКИЕ-ЛИБО сведения о моей семье.
    Азевич Теофилия – вроде была полячка. и должны быть записи в книгах костела … но не факт. буду рад узнать хоть-какую-нибудь информацию.
    свяжитесь со мной по e-mail: sidorov-1990@tut.by
    или по телефону +375-29-932-932-0 велком или +375-25-96-000-18

  7. Сідараў Аляксандр Уладзіміравіч:

    И еще , я Вас нашел благодаря тому, что знаю, что были танцы в колхозе Прымежны калгасник. Там вроде как и познакомилась моя прабабушка и прадедушка.

  8. Михаил:

    Александр Владимирович,
    боюсь в Ушачах Вам с генеалогическими справками не помогут – все довоенные документы переданы в архивы: с 20-ых по 40-ые – что-то можно найти в государственном архиве Витебской области http://archives.gov.by/index.php?id=636517, а основная информация хранится в Национальном историческом архиве в Минске http://niab.by
    В последнем, кстати, сосредоточены все документы из костёлов и церквей Беларуси.

  9. patriot:

    Александр Владимирович, фамилии ваших родных, бесспорно, ушачские, поэтому мы постораемся вам помочь, опубликовав ваши сведения и обратившись к читателям. Откроем новую рубрику

  10. patriot:

    Не только право, но и обязанность редакции модерировать свой сайт, в том числе и освобождая от уже ненужных комментариев.
    Что касается музея, то в Ушачи не краеведческий музей, а именно Великой Отечественной, он так и создавался.

  11. почему на всех туристических сайтах в достопримечательностях Ушачи пишут про церковь св. Николая? где она находится?

  12. Михаил:

    Думаю, так называют ту церковь, которая располагается по ул. Советской, справа если ехать из центра к МСО. Хотя я слышал, что у неё другое название.

  13. да эта церковь в честь святых сестер-мучениц минодоры, митродоры, нимфодоры… и она еще недостроена.

  14. Ольга:

    церковь Святого Николая угодника была по улице Петруся Бровки, а вернее это был приспособленный под эти цели обычный жилой дом, странно, что она могла где-то указываться, а вот церковь Александра Невского действительно была весомой представляла – в ней проходили сееймы. в ней находилась икона Матери Божей Ушачской, да и по форме была внушительная – как собор в Глубоком, который сохнанился, а у нас, к сожалению, нет

  15. Вячеслав:

    Добрый день. Меня, (как и Михаила наверное) больше интересует история довоенного Ушачи, а в архивах практически ничего невозможно найти кроме партизанского движения на Ушаччине.А ведь до войны каждый местечковый житель был прописан, многократные проверки НКВД и т.д. И все эти документы как корова языком слизала, впечатление такое , что это сделано специально сдела-
    но, чтобы стереть с памяти всю информацию о сотнях уничтоженных людей и заполнить Ушачи выходцами с близлежащих деревень.

  16. Михаил:

    Для Ольги:
    Относительно той старой церкви, в которой хранился образ Матери Божьей Ушачской. Начать, пожалуй, стоит с того, что в те времена, когда в ней проходили сеймы и хранился чудотворный образ, та церковь не могла носить имени Александра Невского. Дело в том, что наши предки были людьми вменяемыми и им никогда бы не пришло в голову называть свой греко-католический (униатский) храм именем иностранца, не имевшего никакого отношения ни к Беларуси, ни к Ушачам, ни к той ветви христианства, которую исповедали ушачане. Имя Александра Невского было присвоено бывшей церкви при базилианском монастыре (основан в 1678 г) после того, как оккупационные российские власти провели «дезуниацию» Ушаччины в 1834-35 гг. Кстати, есть описание этого храма начала 20-ых г. 20-го века. Непонятно только одно: где фактически располагался этот храм. Понятно, что где-то в центре, в смысле недалеко от костёла доминиканцев, но где точно лично мне не известно. Может подскажете?
    P.S. Не думаю, что поветовые сеймики проводились в униатском храме. Во всяком разе если судить по «Успамiнах квестара» Iгнацыя Ходзькi под его описание подходит именно костёл доминиканцев, который стоял на месте нынешнего ДК.

  17. Михаил:

    Для Вячеслава:
    Документы есть, хоть и мало, но, думаю, кому-то крайне не нравится та информация, которая в них изложена. Придётся же объяснять, с чего это те же ушачские униаты так бунтовали против царских властей, что пришлось подавлять их с помощью войск, включая артиллерию. Нам же всю жизнь пели, что ушачане (ну, кроме, разумеется, евреев, кои составляли добрую половину населения) были почти русскими и уж как минимум православными. А католиками, дескать были только паны, угнетавшие наших предков :-) . Униаты, сами понимаете, в эту картину никак не вписываются. Как не вписывается и много другое. Для интереса выкладываю часть списка фамилий, попадавшихся мне в различных документах, относящихся к ушачской старине: Ко’шко (Кашко), Толочко, Авдошко, Глас(з)ко(-ва), Реут, Аскерко, Телица(о), Меницкий, Кублицкий, Корзун, Пиульский, Жаховский, Рожновский, Ко’зел, Пётух, Анкудович, Тарасевич, Корсак, Савич, Володько, Вырвич, Шиманский, Богуш, Маркович, Яцыно и т.д. Как видите, эти фамилии и сегодня достаточно широко распространены на Ушаччине. А если добавить, что большинство из упоминавшихся выше лиц относились к шляхте, то напрашивается целая куча вопросов.

  18. patriot:

    Здравствуйте, Михаил. Приятно, что знаете историю Ушач, можете кстати сообщить о себе. Но на вышеизложенное я вам сообщю следующее. Да, образ Матери Божьей Ушачской был раньше, до второго деления, и находился в костёле доминиканцев, который в 1968 стал церковью Ал. Невского и который располагался между нынешними РДК и рестораном. Икону перенесли в костёл св.Вероники в Селище. Она была очень пичитаема, на руках у ушачан сохранились иконки матери Божей Ушачской, с которой, кстати, Михаилом Казицким написана икона, которая сейчас висит в костёле св. Лаврена. Что касается базилианского храма,то он был и оставался деревянным, по форме – именно православной церковью, точь в точь таким же был и доминиканский храм, на месте которого позднее был построен каменный. И располагались все строения базилиан на другой стороне реки, там, где ранее и был центр Ушач с ратушей, базаром и т.д. ( Сейчас это чуть-чуть выше и правее бывшей бани, сейчас склада). Кстати, на снимках Фурмана эта церковь есть, только уже без купола, поскольку в ней располагался клуб имени К.Маркса. Чуть позже я размещу материал со старинной картой Ушач и описанием.
    Пишите, спрашивайте, если ещё возникнут вопросы. А что касается этимологии фамилий, то я бы такого деления не делала. Среди шляхетских белорусский фамилий есть и Иванов, вероисповедание же во многом определялось и насаждалось именно теми, под кем оставалась наша террритория, но православных на тетррритории всё же больше. И форма униатских храмов тоже тому свидетельство.
    Ольга Короленко.

  19. Михаил:

    Я потому и спросил насчёт базилианского монастыря и униатской церкви, что много неясного в данном вопросе.
    Скажем, вот фрагмент из материалов Инны Дмитриевны Третьяк:
    «В учреждении «Зональный госархив» в г. Полоцке сохранились документы, в которых имеются описи церквей, действовавших в Великодолецкой волости Борисовского уезда и в Ушачской волости Лепельского уезда в начале 20-х годов XX века.
    Сохранилась опись имущества церкви во имя Святого Александра Невского в м. Ушачи. В документах говорится: «…церковь построена старанием униатского монастыря и вновь капитально отремонтирована на средства Святейшего Синода в 1906г… Храм, построенный из красного кирпича и оштукатуренный снаружи, имел размеры: 17 саженей в длину и 11 саженей в ширину. В храме было 36 окон… Над храмом возвышались две башни, каждая из которых состояла из 3-х этажей. В правой от входа башне на первом этаже размещалась колокольня с 6 колоколами. Самый большой колокол весил 50 пудов. Под храмом был подвал со входом снаружи….. За левым клиросом в большом деревянном киоте помещалась древняя икона «Божия Матерь Ушачская» в металлической ризе, написанная на холсте, размером 15×20 вершков.»
    Как видим, либо ошибались составители описи, приписав доминиканский храм униатам, либо в Ушачах был и униатский каменный храм.
    Тем более, что существует и описание доминиканского храма (из «Сведений о доминиканцах Литовской провинции»): «Костел был освящен в честь Святого Иеронима. Кирпичное строение возвели в 1787 г. в архитектуре барокко. Оно имело две башни, на которых располагались 3 колокола и часы, и было освещено 11 большими и 20 малыми окнами.»
    Допускаю, что колоколов православные могли добавить, часы снять, но как быть с количеством окон?
    Сомнений прибавляет и то, что существует архивный документ от 1717 г., согласно которому земянин Александр Бутович с женой Марианной дарит участок земли в Ушачах (Оскирчиничи) базилианскому монастырю «при церкви Успения Божьей Матери, где была и чудотворная икона».
    Вполне возможно, что к 20-ым годам 20-го века православные могли перенести икону из Успенской церкви в церковь Александра Невского (напоминаю, к этому времени и доминиканский и униатский храмы были реквизированы православными), но зачем?
    P.S. На карту бы взглянул с большим интересом.

  20. Михаил:

    Новость.
    Принято считать, что Ушачи впервые упоминаются в «Полоцкой ревизии 1552 года» как село в Полоцком воеводстве, владение А. Селявы и его сыновей.
    Однако найден документ, который повышает возраст Ушач без малого на сотню лет. И так, в «Полоцких граматах XIII-XVI вв.» Т.1, стр.190 находится документ за №96 от 2 марта 1458 г.– указная грамота Великого Князя Литовского и Короля Польского Казимира
    наместнику полоцкому Андрею Саковичу об освобождении сёл Ушачи и Лодыженичи, принадлежащих мещанину полоцкому Евлашке Кошчичу, от «стаций и подвод» (повинностей по постою и предоставлению транспорта).
    P.S. Есть скан документа, заинтересованным могу сбросить по электронке.

  21. patriot:

    Михаил, сбросьте нам в газету, мы напечатаем, у нас был материал об упоминании Ушач в 1500 году, раньше не было. И о себе вы ничего не сообщили.

  22. patriot:

    Я не понимаю, почему вы отделяете доминиканцев от униатов. Во времена унии на территории Речи Посполитой все ( или практически все) католические приходы и часть правсолавных были униатскими. Во всяком случае в Гродненском музее религии два ушачских храма обозначались именно униатскими. Поэтому никакой ошибки нет, да и каменного строения больше не было. Что касается чудотворной иконы в церкви Успения Божей Матери, то поче вы думаете, что там не могла находиться другая чудотворная икона. в чём не вижу противоречия.

  23. Михаил:

    для Ольги:
    По поводу Унии Вы серьёзно заблуждаетесь: греко-католическая Церковь существовала на территории Речи Посполитой совершенно независимо от римско-католического Костёла. Каждое из этих религиозных течений имело свою структуру управления, свою собственность (недвижимость, землю), свои учебные заведения, свои ордена и проч. И в Ушачах доминиканский (римско-католический) монастырь с костёлом существовал долгое время совершенно автономно от базилианского (греко-католического/униатского) монастыря с церковью. Что нам известно достоверно, так это то, что в 1834/35 все униаты были насильно переведены в православие, а имущество униатского ордена (храм, земли, прочие постройки) передано православной церкви; в 1868 г. та же участь постигла и имущество (костёл, земли и монастырь) доминиканцев. Так они «объединились» :-) .
    Насчёт отсутствия второго каменного храма я бы не торопился с утверждением. То, что его нет сейчас или нет на фотографиях Фурмана, ни о чём не свидетельствует. Ведь у нас нет и фотографий 2-ух этажного каменного здания доминиканского монастыря, но он ведь был.
    Кроме того в статистических сведениях Полоцкой духовной консистории от 1884 г. упоминается каменная церковь Иоана Богослова в Кищином Городке (ориентировочно где-то в районе льнозавода), а что мы о ней знаем сегодня?
    То, что в Ушачах могло быть аж две чудотворных иконы я не верю. Просто потому, что логика подсказывает «если что-то не уникально, то претендовать на чудотворность не может по определению». Да и примеров подобных нет: Будславская одна, Виленская одна, Казанская – одна, а Ушачских – две? :-)
    p.s. Скан документа отправил на электронку.

  24. Wiktor:

    Здравствуйте, Михаил!

    Мой прапрадедушка Антоний Игнатьевич Анкудович (сын Игнатия и Марии урожд. Островской), родился в 1854 г. в Лепельском уезде. Мне кажется, что возможно он и родился именно в Ушачском р-не. Вы писали, что Вам фамилия Анкудович знакома из документов, поэтому я был бы очень благодарен, если мог бы от Вас узнать еще немного больше или получить от Вас совет где искать документов касающихся Анкудовичей из Лепельского уезда. Мой маил: wiktor@arteria.art.pl

    С уважением

    Виктор

  25. Михаил:

    то Wiktor:
    ответил на e-mail

  26. patriot:

    Чудотворная Ушачская, конечно, могла быть только одна, но могла быть любая другая чудотворная, ведь там не указывается какая, я это имела в виду.
    Насчёт каменного монастыря доминиканцев, то на карте он как раз есть и там по описанию Ушач и указывается о наличии каменных построек. Территория льнозавода к Ушачи тогда не относилась.
    Когда доминиканский храм ещё был деревянным, он имел форму православной церкви и практически ничем не отличался от базилианского храма за речкой. Вы говорите про насильственное «объединение» после второго раздела Речи Посполитой, это понятно, а во время подписания унии практически все храмы стали униатскими.

  27. Михаил:

    Для Ольги:
    Что к чему относилось – вопрос спорный. Есть вполне внятная концепция, согласно которой именно с территории льнухи, с Городка и начались Ушачи. Тому подтверждением и городище (то, что зовётся «Пушкой») и удобное географическое положение: между двух озёр, связанных речушкой. То, что место и в самом деле перспективное, подтверждает и драматическая история разборок между кланами Кошек и Телиц вокруг Кошкиного Городка (не Кищиного, пардон, в предыдущем посте ошибся, а никто и не поправил), описанная Барщевским в «Шляхтиче Завальне». Хотя вполне допускаю, что Ушачи могли начинаться и с поселения в конце Пролетарии (там, где позже стояла водяная мельница).

    Каким был доминиканский храм, когда ещё был деревянным, я к сожалению могу судить только по реконструкции С.Сергачёва (Архитектура и строительство, №2 1999 г., План города Ушачи, 18-ый век). Известно, что он был однобашенным, восьмиугольным в плане. Каким был на тот момент базилианский храм за речкой я не знаю. Не уверен, что знаете и Вы. Тот новодел, остатки которого мы видим на фото Фурмана, это уже переделанный «оправославленный» вариант со всеми цибульками и прочей азиатской дичью.

    Кстати, Вы обещали выложить некую карту. Хотелось бы на неё взглянуть, мой e-mail у Вас есть.

  28. Михаил:

    Я тут обнаружил на сайте еврейской мишпухи http://shtetle.co.il/Shtetls/ushachi/ushoc.html
    интересное интервью с Николаем Николаевичем Кирпичем. Почему бы редакции не взять у него интервью на тему ушачской старины?

  29. Вячеслав:

    Добрый день уважаемый Николай Николаевич. Можно ли найти список погибших в гетто Ушачских евреев. Были бы очень признательны Вам. Мой E-mail: ios@mail.by.

  30. Михаил:

    Tо Вячеслав:
    посмотрите по ссылке http://www.shtetlinks.jewishgen.org/ushachi/ushatz.html (правда, что-то она не хочет открываться), там был список погибших ушачских евреев.

  31. Вячеслав:

    Да Михаил я видел эту ссылку там примерно десятая часть от всех погибших ушачских евреев.

  32. patriot:

    В книге «Память .Ушачский район» есть списки евреев, погибших в 42-44 годах, ошибки или неточности, правда, имеются.

  33. patriot:

    Просмотрим интервью, спасибо за подсказки.

  34. Вячеслав:

    Добрый день. А где можно приобрести книгу памяти Ушачского района или хотя бы список евреев, погибших в годы войны. Заранее благодарен за ответ. Вячеслав.

  35. Галіна:

    Мяне цікавіць цудадзейны абраз «Маці Божай Ушацкай».
    Звяртаюся да Міхаіла. Вы прыводзіце звесткі з гістарычных крыніц пра тое, як абраз выглядаў (на палатне, памеры)… падкажыце, калі ласка, з якога дакумента ўзята гэта інфармацыя. Калі гэта архіўная крыніца, дык буду ўдзячная да дакладныя звесткі пра месца яе захоўванн (архіў, нумар фонда, вопісу і справы).
    Да Вольгі. Вы пішаце пра тое, што ў жыхароў захаваліся абразкі «Маці Божай Ушацкай», а таксама вядома копія з яе. Ці ёсць у Вас фотаздымкі гэтых абразоў? Буду вельмі ўдзячная, калі Вы іх дашлеце мне на эл. скрыню halinka13@yandex.ru
    Адносна ўніяцкіх храмаў ва Ушачах магу дадаць наступнае: паводле пратакоў праверак Бабыніцкага ўніяцкага дэканату (а Ушачы належалі менавіта да яго) ў 1822 г. ва Ушачах згадваюцца два ўніяцкія храмы – Успення Маці Божай і прыпісаная да яго капліца Св. Міхаіла. На жаль, у гэтай крыніцы інтэ’ер успенскай царквы не апісваецца (у адрозненне ад храмаў іншых населеных пунктаў), бо правяраючы, па ўсёй верагоднасці, на гэта не меў паўнамоцтваў, паколькі, як мне здаецца, царква належала базыльянам. Сэнс у тым, што падчас праверак візітатар (правяраючы) правяраў стан прарафіяльных (прыхадскіх) храмаў, а цэрквы пры кляштарах мелі іншую сістэму падпарадкавання. (дакумент захоўваецца ў Рас. дзярж. гіст. архіве ў Пецярбургу, фонд 824, вопіс 2, справа 178, аркуш 19)

  36. Михаил:

    Адпiсаў на электронную скрыню

  37. алексей:

    Скиньте мне на электронку пожалуйста этот документ!!

  38. Михаил:

    то алексей: оставьте адрес ящика – скину :-)

  39. Алексей:

    Михоил здраствуйте я написал адрес ящика

  40. Олег Толочко:

    Здравствуйте, Михаил!

    С большим интересом посмотрел фото и почитал комментарии.
    Скажите, пожалуйста, как и где можно поискать документы о деде, Толочко Иване Антоновиче, 1897 г/р, деревня Великие Дольцы. Он призывался на воинскую службу еще в 1916 году, воевал и в Великую Отечественную, по крайней мере с 1947 года жил в Поставах, есть упоминание в книге «Память» Поставского района. А вот период его бурной жизни до 1947 года неизвестен, отец много что знал, собирался написать, но неожиданно умер. Теперь своим детям и рассказать почти нечего.

    С уважением,
    Толочко Олег
    г. Вильнюс

  41. Михаил:

    Здравствуйте, Олег.
    Думаю, что-то реальное можно найти в Государственном историческом архиве в Минске (http://niab.by/genealogy/). По ссылке есть опись документации, хранящейся там. Великие Дольцы на 1897 г. относились к Минской губернии, Борисовскому повету, Великодолецкой волости. Православные прихожане относились к Великодолецкому приходу Сошествия Святого Духа. Насчёт католиков – не знаю, тут возможны варианты. Послереволюционную документацию по Великим Дольцам и окрестностям стоит посмотреть в Полоцком зональном архиве (http://archives.gov.by/index.php?id=627783).
    По Поставам (если вдруг окажется, что Ваш дед перебрался через линию Керзона ещё до 1939 г.) информацию нужно искать в Государственном историческом архиве Литвы (Lietuvos valstybės istorijos archyvas) по адресу: Gerosios Vilties g. 10, 03134 Vilnius, Lithuania.
    То, что фамилия «Толочко» широко распространена на Ушаччине – факт. Я немного порылся в своих архивах, нашёл кое-что по Вашим однофамильцам, а м.б. и родственникам. Так по данным на 1905 г. Наследники Толочко Люции М. (? не уверен точно, но вроде Марковны) совместно с Кошко М. владели имением Крупница-Голубищина (сегодня район д. Муравщина, Полоцкий р-н). По состоянию на 1878 г. Толочко Люция, православная, имела 26 десятин земли (фольварок Крупница-Голубищина).
    Есть информация и ещё об одних Толочко, на начало 20-го века владевших хутором в р-не Слободы (Слободки) Гущинской (это где-то в 10-12 км от В.Долец). В 30-ых годах Толочко Василий Антонович (год роджения не известен, предположительно 1890-95 гг.) был раскулачен и вместе с одной из дочерей (Элеонорой-Элей) выслан в Архангельскую область. К тому времени он уже овдовел, а его младшую дочь (Антонину-Тоню) забрали к себе родственники. У меня есть фотография Василия Антоновича, если укажете свой e-mail, могу переслать.

  42. Михаил:

    Из книг Полоцкого магистрата.
    За 1640 г. Ноябрь, день 28. зафиксирована «Протестацыя его милости пана Яна Лисовского, подвоеводзего Полоцкого, на пана мещанина и бурмистровича Полоцкого Крыштофа Старымовича о якись чары презъ данье зъ дому его таракановъ пани Чеславской.»

    Суть дела заключается в следующем: Лисовский обвиняет Старымовича в сговоре с пани Чеславской с целью нанести ему вред путём чародейства посредством тараканов. Якобы Старымович, имея против Лисовского злой умысел, «…недбаючы и не огледаючы се на Пана Бога и на сумненьне свое,… таракановъ накладшы у кгарнецъ…, малжонце земенина господарского воеводства Минского пана Петра Чеславского пани Ганне Егелвиловне Петровой Чеславской, которая на тотъ часъ въ месте Полоцкомъ была и въ дому преречоного Старымовича стояла, далъ.»
    Вышеупомянутая пани Чеславская, привезла горшок с тараканами в имение Яна Лисовского в Ушачах и там «…за волею, радою и намовою пана Старымовича, въ року томъ же тисеча шесть сотъ чотырдесятомъ месеца Ноября второго дня…» выпустила. Важен следующий нюанс – согласно документа данное имение и двор в указанный момент возвращались Лисовскому декретом суда Новогрудского трибунала из аренды. Прямых указаний на это нет, но по смыслу документа ясно, что арендаторами был кто-то из «чародеев»: либо Чеславские, либо Старымович.
    Так или иначе, но «…таковымъ пущеньемъ тыхъ таракановъ его милость панъ Лисовский немалую шкоду въ поиздыханью рознаго быдла поноситъ, яко и въ здоровью своемъ, што все шчыре а достаточней на протестацыи описано».
    К сожалению, я не могу сообщить, как завершилась данная тяжба (просто нет документов), но полагаю, что если виновных и наказали, то скорее всего не особенно строго.

  43. Михаил:

    Олег, я Вам ответил, но почему-то уже вторую неделю «комментарий ожидает проверки». Возможно из-за ссылок, которые я дал в ответе. Попробуйте пообщаться с редакцией.

  44. Олег Толочко:

    Здравствуйте, Михаил! Можно ли получить Ваш ответ на эл почту jlk07@mail.ru ? Пообщаться с редакцией можно, конечно, но когда я еще приеду- большой вопрос.

  45. Михаил:

    Отправил. Правда, с большим опозданием. Извините.

  46. Виктор:

    Здравствуйте, Михаил ! Вы упоминали среди старинных фамилий жителей г Ушачи Рожновских !Представители нашего рода проживали и в этих местах ! Если кого-нибудь из Рожновских ( или тех, кто занимается изучением истории края) интересует генеалогия этого старинного рода, можете обратиться ко мне victor19-49@mail.ru
    У меня собрано довольно много архивных документов по нашему роду
    С Уважением , Виктор Санкт-Петербург

  47. Галина:

    Здравствуйте, Михаил! Я из рода Маркович, они жили д. Лаги (ветвь в Гуте). Вы писали, что Вам фамилия Маркович знакома из документов, поэтому я была бы очень благодарена, если могла бы от Вас узнать еще немного больше или получить от Вас совет где искать документы по нашему роду

  48. Здравствуйте,помогите пожалуйста определить что за дом находился в лесу за озером Черовечье,там дорога и где кончается улица поворот на право там свалка и немного проезжаеш по дороге и там маленькая аллея а с лева остатки фундамента

  49. Кацярына:

    Там была вёска, называлася Лявонаушчына. Злева стаяу вялiкi дом на некалькi сямей. Адну сямью я ведаю. Гэта – Клопавы цёця Таня и дзядзя Вася (iх дачка – Нiна Клопава(Пярвянёнак), раней працавала у ваенкамаце).Больш ня ведаю. Гэта – злева, а справа жыла вялiкая сямья Турло (Тэрэза Пятроуна Кляшторная адна з дачок)

  50. Михаил:

    Галине:
    С данными по Марковичам я столкнулся, когда работал по поиску солдат пропавших без вести и погибших во вторую мировую. У меня есть данные по Марковичу Василию Дмитриевичу (Логи, 1920 год рождения) и по Марковичу Дмитрию Ивановичу (Гута, 1911 г.р.). Есть ещё несколько Марковичей из Старинки, Идуты, Весницка.
    Если интересует, оставьте адрес электронной почты – перешлю.
    К сожалению, серьёзной информацией по более ранним Марковичам не располагаю

Оставить комментарий