Выясняем ситуацию: Насколько объективно оцениваются старания школьников на олимпиадах, конкурсах, конференциях. Мнения родителей и отдела образования

Выясняем ситуацию

Это письмо нашей читательницы газета получила вскоре после весенних каникул, во время которых и проходили упомянутые мероприятия. Поскольку в нём поднимаются злободневные для родителей и их детей темы, а также предложения, которые, на наш взгляд, помогут стимулировать участие детей в олимпиадах, конкурсах, конференциях, мы переадресовали его руководству отдела образования, спорта и туризма райисполкома. Сегодня печатаем и письмо, и ответ на него. И, конечно, приглашаем принимать участие в обсуждении различных волнующих вас тем. Обсуждать возникающие проблемы на страницах газеты – значит не быть равнодушными участниками происходящего и делать окружающую нас действительность лучше.

Взгляд со стороны, или как мы провели весенние каникулы

Школьные годы – это время испытаний не только для детей, но и для их родителей. Со мной согласится каждый, кому небезразличны успехи или неудачи в учебе и внешкольной деятельности их детей. Когда я была школьницей, проблемы были у родителей двоечников или нарушителей дисциплины. Сейчас, мне кажется, ситуация изменилась. Ученики с успеваемостью выше среднего привлекаются к участию в разного рода соревнованиях: олимпиадах, конкурсах, фестивалях. И это здорово, интересно и почетно. По крайней мере, так казалось мне. Недавние события меня слегка отрезвили, и я хотела бы поделиться некоторыми своими впечатлениями как родитель школьника. Сразу отмечу, что мои суждения базируются на информации, услышанной от детей, их родителей и некоторых преподавателей, а также на личных наблюдениях.

Во-первых, районные олимпиады по русскому и белорусскому языку продемонстрировали ежегодную (как выяснилось) непредсказуемость. В частности, задания для 5-классников по белорусскому языку были сверхлегкими, а по русскому языку – наоборот. Это может подтвердить статистика по количеству дипломов 1‑й степени по этим предметам. Со стороны может показаться, что дети резко ухудшили знания по русскому языку относительно прошлого года и стали “асами” в белорусском. В прошлом году ситуация была прямо противоположная. Так что же должна проверять олимпиада? Не будучи специалистом, предположу, что дети должны продемонстрировать знания в пределах школьной программы и немного глубже. Специалисты же (кстати, областного уровня), составляющие задания, руководствуются чем-то другим. Неужели нет соответствующих стандартов? Хотя вопрос, скорее, в другом: какое отношение должно выработаться у школьников, выполняющих эти задания? Что олимпиада – это лотерея? Рулетка?

Во-вторых, районная конференция научно-практических работ в этом году проходила в необычном формате. Я бы даже назвала его противоречащим названию “конференция”. По определению “научная конференция – большое собрание, совещание представителей разных учреждений, стран, групп”. Так вот, в частности секция русской филологии работала в “полузакрытом” формате, т.е. кроме жюри, присутствовали только школьники. Их преподаватели туда допущены не были. Снова вопрос: как должны сами дети воспринимать это мероприятие? Как “круглый стол”, где все слушают всех, обсуждают интересные или спорные моменты, или как экзамен, где ребята банально не защищены от возможного непрофессионализма жюри? Младшие школьники были еще менее удачливы: им не удалось послушать даже их сверстников, так как выступающих “запускали” в кабинет по одному или два человека.

В-третьих, эпогеем каникулярных мероприятий стал фестиваль межкультурных коммуникаций. Читатели нашей газеты из нее уже узнали, что победителями стали учащиеся Ильюшинской школы (в номинации “Фабрика звезд”) и ученица Великодолецкой школы (в номинации “Оратор”). Хорошие номера и замечательные ребята. И все бы ничего, если бы не одна деталь: в жюри фестиваля состояли преподаватели, которые их готовили. Можно ли в такой ситуации рассчитывать на объективность их решений? Допускаю, но не в этот раз. В обеих номинациях были номера более высокого уровня. Например, шикарное выступление Насти Стонько сорвало просто бурные овации у всех присутствующих, а критерии, по которым она оказалась с “серебром”, остались загадкой не только для простых зрителей, но и для тех, кто может оценить “языковую” и “артистическую” составляющую ее номера. Все, что остается в такой ситуации сделать родителям и знакомым участников, это сказать: “Не расстраивайся, решение жюри не имеет значения, не бери в голову!” То есть, детей надо учить “абыякаваму”, формальному отношению к подобного рода мероприятиям? А ведь есть простые и проверенные способы улучшения имиджа таких фестивалей, стимулирования желания детей участвовать и побеждать:

– компетентное жюри (профессионалы в хореографии, вокале, сценическом деле). Можно ведь пригласить учителей-пенсионеров, работников сферы культуры и т.п.;

– прозрачная система оценки (например, поднятие табличек с баллами сразу после номера). Ведущий же может попросить того или иного члена жюри аргументировать свою оценку;

– внедрение специальных призов или дипломов (“За оригинальность”, “За костюмы” и т.п.) Таким образом все участники получат положительную оценку своих стараний.

Вообще, хотелось бы видеть положения о проведении различного рода конкурсов в каком-либо общедоступном месте (фойе школы, например), чтобы и ученики, и их родители знали и требования к участникам, и состав жюри, и формат мероприятия. В этом случае они будут застрахованы от разного рода “сюрпризов”.

Я не могу точно сказать, кому конкретно адресованы эти пожелания, но, надеюсь, они будут услышаны.

Жительница г.п.Ушачи, мама ученика Ушачской средней школы.

Объективная оценка важна для всех

Специалистами отдела образования, спорта и туризма ежегодно анализируются результаты проведения районной предметной олимпиады среди учащихся 3-9 классов учреждений образования района, а также участия в областном и заключительном этапе республиканской олимпиады.

На районном этапе олимпиады по русскому и белорусскому языкам участникам предлагаются задания, которые разрабатываются творческой группой из числа наиболее опытных учителей Витебской области. Эти же задания используются при проведении предметных олимпиад и в других районах области.

Анализ заданий различных олимпиад показал, что уровень сложности и их тематику предугадать невозможно. Это, с одной стороны, является минусом, поскольку нельзя предсказать результативность участия в них, а с другой стороны – плюсом, поскольку способствует развитию познавательной активности школьников.

Мы понимаем важность объективной оценки знаний участников районной олимпиады как для самих учащихся, так и для их родителей, и, несомненно, для учителей. Поэтому в следующем учебном году задания для районной олимпиады по русскому и белорусскому языкам будут разрабатываться учителями высшей и первой квалификационной категории школ района.

Согласно положению о проведении научно-практической конференции «В науку первые шаги» «руководители исследовательских работ учащихся, педагоги учреждений образования участвуют в конференции без ограничений и специальных предложений». Таким образом, учителя русского языка и литературы, руководители исследовательских работ учащихся при желании могли участвовать в работе секции. Кроме того, в текущем году при работе секции «Русская филология»  присутствовали даже родители некоторых участников.

Что касается секции «Начальные классы», то она всегда самая многочисленная, и в текущем году было представлено 13 работ. При  организации секции учитывались индивидуальные особенности младших школьников, поскольку работа секции продолжалась в течение 3,5 часов без перерыва. Так, с учётом опыта проведения конференции в прошлом году, участникам секции «Начальные классы» было предложено либо находиться в аудитории при защите работ другими участниками, либо в соседнем классе.

С целью стимулирования детской инициативы были учреждены дипломы «За участие в конференции» для всех участников мероприятия.

Положение о районном этапе фестиваля межкультурных коммуникаций разработано на основе областного положения о фестивале. Районный этап фестиваля является оборочным туром для участия в областном, не относится к категории культурно-массовых мероприятий и не предусматривает наличие зрителей. В состав жюри областного этапа входят наиболее опытные учителя иностранного языка школ области и представители оргкомитета фестиваля. Состав жюри районного отборочного этапа был сформирован по аналогичному принципу. В первую очередь задачей проведения фестиваля является знакомство с культурой и традициями стран изучаемого языка. При оценке номеров учитывается не только владение иностранным языком, качество исполнения, но и аутентичность используемого материала. Хочется отметить, что аутентичные номера всегда имеют большую ценность, чем исполнение участниками англоязычных песен российских авторов.

По итогам проведения районного этапа фестиваля все участники были награждены дипломами победителей.

Отрадно осознавать, что есть родители, которые небезразличны к достижениям и успехам своих детей. Поэтому нами будут предусмотрены дополнительные варианты информирования родителей о проведении различных конкурсов, олимпиад, соревнований.

Отдел образования, спорта и туризма райисполкома.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *